Путь в трёх измерениях...

1.4. Система спасения

На дельталёте установлена быстродействующая парашютная система спасения летательного аппарата массой до 500 кг - БПС - КОБРА - 500. (см. Рис 27).

Система предназначена для спасения экипажа вместе с дельталётом при возникновении в полёте аварийной ситуации.

Система смонтирована под моторамой двигателя. Фал парашюта системы спасения закреплён на вертикальном контуре рамы мототележки в районе шарнира вертикального силового пилона.

Ручка привода метательного механизма (красного цвета) расположена внизу на панели между ногами пилота.

При подготовке к полётам необходимо:

  • непосредственно перед полётом снять наземный предохранитель с чеки метательного механизма.
  • непосредственно перед полётом снять наземный предохранитель с ручки привода метательного механизма.

После полёта установить наземные предохранители.

ВНИМАНИЕ! СИСТЕМА СНАБЖЕНА ПИРОТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ! МОНТАЖ, ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПРЕДПОЛЁТНЫЙ ОСМОТР СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО С УСТАНОВЛЕННОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ БУЛАВКОЙ НА МЕТАТЕЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ!

Техническая эксплуатация БПС-КОБРА-500 и регламентные работы проводятся в соответствии с Техническим Описанием и Инструкцией по эксплуатации Изготовителя.

1.5. Электрооборудование.

Общие сведения

Электрооборудование включает в себя:

  • аккумулятор емкостью 20 Ач;
  • генератор мощностью 650 Вт при 2000 об/мин
  • фара 55Вт установлена спереди на обтекателе;
  • две ксеноновые фары 55Вт установлены на боковых выступах обтекателя;
  • проблесковый маячок закреплён на мототележке сзади;
  • выключатель «СВЕТ» на передней панели;
  • прибор “Stratomaster Flight” на передней панели;
  • электробензонасос закреплён на каркасе мототележки справа сзади,
  • стартёр закреплён на двигателе;
  • гнездо прикуривателя для подсоединения внешних потребителей тока (GPS, радиостанция и проч.).

В цепи фар установлен предохранитель на 15 А.
В цепи потребителей предохранитель 5 А.

Выходные параметры генератора 50 А, 13.5 В при 2000 об/мин, регулируемое напряжение 14,2-14,8В. Мототележка и двигатель имеют соединение с «минусом» бортовой электросети. Бортовая сеть имеет номинальное напряжение 12 В.

Рис 29. Электрооборудование и приборное оборудование.

  1. GPS GARMIN-276(296)
  2. Stratomaster Flight
  3. Контрольная лампа «ПРИБОР» прибора Stratomaster Flight, желтого цвета
  4. Лампа «МАСЛО» датчика низкого давления масла - красного цвета
  5. Тумблер «ПРИБОР» включения прибора Stratomaster Flight
  6. Лампа «ТОПЛИВО» датчика малого уровня топлива - зелёного цвета
  7. Тумблер «СВЕТ» включения фар и проблескового маячка
  8. Гнездо «12В» прикуривателя
  9. Сотовый телефон
  10. Блоки поджига ксеноновых фар
  11. Интерком Starcom1
  12. Радиостанция Vertex VXA-150
  13. Тумблер «ЗАЖИГАНИЕ» включения зажигания
  14. Кнопка «СТАРТ» запуска двигателя
  15. Замок зажигания с ключом предохранения от несанкционированного запуска

1.6. Приборное оборудование.

Описание.

Приборное оборудование закреплено на приборной доске и на обтекателе. Приборная доска закреплена на ферме мототележки с помощью амортизаторов. Размещение оборудования позволяет пилоту пользоваться всеми приборами.
Общий вид приборной доски показан на Рис. 29.

Общие сведения.

Приборное оборудование предназначено для обеспечения экипажа необходимой информацией о параметрах полёта, параметрах работы двигателя, а также о состоянии систем и оборудования дельталёта.
Приборное оборудование дельталёта включает в себя:

  • оборудование контроля параметров полёта и параметров работы двигателя
  • навигационное оборудование
  • коммуникационное оборудование
  • связное оборудование

1.6.1. Оборудование контроля параметров полёта и параметров работы двигателя

Для контроля параметров полёта и параметров работы двигателя используется комбинированный прибор Stratomaster Flight производства компании MGL Avionics.

Рис 30. Прибор Stratomaster Flight

Прибор предназначен для использования на воздушных судах. Прибор Stratomaster Flight позволяет измерять или контролировать:

  • высоту полёта;
  • горизонтальную воздушную скорость;
  • вертикальную скорость;
  • обороты двигателя;
  • уровень топлива;
  • расход топлива;
  • температуру двигателя;
  • температуру окружающей среды;
  • локальное время;
  • время полёта;
  • время долёта;
  • воздушное расстояние;
  • наработку двигателя;
  • другие параметры.

Прибор имеет возможность программирования индикации приближения к опасным условиям полёта, или превышения заданных параметров работы двигателя, с выводом на лампу «ПРИБОР». Некоторые параметры, могут вводиться в прибор во время полёта.

Подробные указания по настройке и техническому обслуживанию прибора приведены в Руководстве изготовителя

ВНИМАНИЕ! Перед выполнением каждого взлёта, клавишами «+» или «-» прибора Stratomaster Flight необходимо ОБНУЛИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ВЫСОТОМЕРА.

1.6.2. Переговорное устройство Starcom1.

Общие сведения

Переговорное устройство произведено компанией Tecstar Electronics LTD (Англия).
Устройство закреплено на приборной панели барашковыми гайками. Кабели, подключающиеся к задней панели устройства, защищены от самопроизвольного выпадения из разъемов устройства съемным резиновым амортизатором.
Переговорное устройство используется для обеспечения:

  • звуковой связи между пилотом и пассажиром;
  • возможности пилоту использовать сотовый телефон в полёте;
  • возможности пилоту использовать радиостанцию;
  • звуковой индикации от GPS приближения к точкам с заданными координатами.

Рис 31. Связное оборудование

Описание.

Переговорное устройство включает (см. Рис 31.):

  • гнезда для подключения гарнитур пилота и пассажира. (2, 3);
  • гнездо внешнего питания – 9 - 24В. ;
  • регулятор громкости (4);
  • гнездо подключения сотового телефона (5);
  • регулятор голосового порога активации передачи (6);
  • гнездо подключения звукового канала (GPS) (7);
  • индикатор разряда внутренней батареи (при питании не от бортовой сети) (8)
  • индикатор включения (9)

Дополнительно устройство комплектуется (на рисунке не показано):

  • гарнитурами для монтажа в открытые или закрытые шлемы
  • кнопкой передачи (PTT)
  • кабелем для подключения сотового телефона
  • кабелем для подключения радиостанции

Подробные указания по настройке и техническому обслуживанию устройства приведены в Руководстве изготовителя.

1.6.3. Связное оборудование.

Общие сведения.

Для обеспечения двусторонней радиосвязи в авиационном УКВ диапазоне на дельталёте устанавливается УКВ радиостанция Vertex VXA-150 (см. сноска 10 на Рис 31). Радиостанция обеспечивает беспроводную связь пилота с наземными службами.

Для обеспечения дополнительной возможности ведения переговоров с наземными службами используется сотовый (см. сноска 1 на Рис 31). Переговорное устройство комплектуется специальным кабелем с переходником для подключения сотового телефона.

Описание.

Радиостанция VXA-150 конструктивно выполнена в носимом виде.
Радиостанция имеет «окно» с отображением каналов связи и установки частоты.
Радиостанция имеет повышенную степень влагозащиты.

Радиостанция размещается на приборной панели дельталёта и используется либо со штатной антенной, либо с выносной, монтируемой на мачте крыла дельталёта.
Питание радиостанции осуществляется от встроенной батареи или от основной шины электроснабжения.

Основные технические данные:

  • диапазон рабочих частот, МГц ………………………………….. 118 – 136,975
  • количество каналов………………………………………………… 150
  • выходная мощность, Вт …………………………………………… 5
  • вид модуляции ……………………………………………………… амплитудная
  • питание, В …………………………………………………………… 12

Подробные указания по эксплуатации и техническому обслуживанию радиостанции VXA-150 приведены руководстве по эксплуатации изготовителя!

Выносная антенна типа четвертьволновой штырь имеет длину 602 мм при настройке на частоту 124,5 МГц.

Сотовый телефон, используемый для дополнительной связи должен иметь функцию голосового набора номера. Питание сотового телефона в полёте осуществляется от встроенной батареи.

Подробные указания по эксплуатации и техническому обслуживанию сотового телефона приведены в руководстве по эксплуатации телефона.

1.6.4. Навигационное оборудование.

На дельталёте предусмотрена установка спутниковых навигационных систем Garmin GPS-276 и Garmin GPS-296. Навигационная система устанавливается в специальный кронштейн под лобовым стеклом на обтекателе (см сноску 1 Рис 29). Питание GPS осуществляется с помощью специального кабеля от бортовой сети.

Подробные указания по эксплуатации и техническому обслуживанию GPS-276 и GPS-296 приведены руководстве по эксплуатации GPS.

1.7. Лыжное шасси.

Общие сведения.

Состоит из одной передней и двух задних лыж. Лыжи выполнены из алюминия, имеют два алюминиевых полоза на скользящей поверхности. Узел крепления сварной, с алюминиевыми втулками. Положение задних лыж задаётся текстолитовыми рессорами. Растяжки задают правильное полётное положение передней лыжи. Рессоры и растяжки позволяют лыжам огибать препятствия при рулении. Лыжное шасси предназначено для эксплуатации дельталёта при толщине снежного покрова более 10 см (когда полёты с колес становятся затруднительными). Частая эксплуатация с неровных ледовых поверхностей нежелательна из-за больших ударных нагрузок на лыжи и конструкцию дельталёта.

1.7.1. Установка лыжного шасси

Задние лыжи
  1. снять обтекатели задних колёс;
  2. расконтрить и ослабить гайки крепления задних колёс.
  3. поддомкратить ДЛ сзади под раму, вывесить задние колёса, закрепить ДЛ в приподнятом состоянии, исключив возможность его опрокидывания;
  4. снять задние колёса, надеть лыжи на оси;
  5. закрутить гайки осей с усилием, позволяющим лыже свободно проворачиваться на осях, законтрить гайки шпильками.
  6. вставить рычаги текстолитовых рессор лыж в осевые отверстия, зафиксировать их болтами с самоконтрящимися гайками.
  7. опустите дельталёт на землю

Рис 32. Установка задней лыжи.

1-рычаг текстолитовой рессоры, 2-болт закрепления рычага текстолитовой рессоры, 3 - гайка оси, 4 - текстолитовая рессора лыжи, 5- лыжа

При замене лыжного шасси на колёсное, операции производятся в обратном порядке.

Передняя лыжа

Рис 33. Вид на переднее колесо с тормозными цилиндрами.

1-педаль тормоза; 2- главный тормозной цилиндр; 3- рычаг вилки переднего колеса; 4-амортизатор; 5-качалка; 6- рабочий тормозной цилиндр.

Рис 34. Переднее колесо на оси с качалками и рабочим тормозным цилиндром

1-колесо, 2-левая качалка, 3-правая качалка, 4-левая втулка регулировки положения колеса на оси, 5-левая гайка оси, 6-гайки затяжки качалки на оси, 7-тормозной диск, 8-рабочий тормозной цилиндр

  1. расшплинтуйте и ослабьте левую гайку (по ходу движения) на оси переднего колеса;
  2. вывесите переднее колесо дельталёта и зафиксируйте дельталёт с вывешенным колесом;
  3. снимите главный тормозной цилиндр c педали тормоза;
  4. снимите педаль тормоза и тросик ограничителя хода педали рычага тормоза с дельталёта;
  5. раскрутив крепёжные болты, отсоедините амортизаторы от качалок;
  6. раскрутив крепёжные болты, отсоедините качалки от вилки переднего колеса и снимите колесо вместе с главным и рабочим тормозными цилиндрами и вместе с качалками с дельталёта;
  7. открутив крепёжные болты, снимите рабочий тормозной цилиндр (8) с левой качалки;
  8. раскрутите и снимите левую гайку оси (5);
  9. ослабьте гайки (6) затяжки левой качалки на оси;
  10. снимите левую качалку с оси;
  11. снимите колесо (1) вместе со втулками регулировки положения колеса (4) с оси, обязательно промаркируйте какая втулка правая, а какая левая. При этом правая качалка с оси не снимается;
  12. снимите пластиковое крыло переднего колеса с дельталёта;
  13. наденьте втулки, центрирующие лыжу, и саму лыжу на ось;
  14. наденьте на ось левую качалку;
  15. закрутите левую гайку оси с усилием, обеспечиваюшим прокручивание оси во втулке передней лыжи, зашплинтуйте левую гайку оси;
  16. прикрутите левую и правую качалки к вилке передней оси и амортизаторам;
  17. затяните гайки гайки затяжки качалки (6);
  18. закрепите оттяжку и страховочный тросик передней лыжи карабином за проушину, установленную на носовой трубе каркаса мототележки;
  19. изготовьте регулировочную растяжку из репшнура (длиной~10см), завяжите её одним концом за проушину в задней части лыжи, а за её второй конец привяжите карабин;
  20. изготовьте из репшнура направляющую растяжку необходимой длины, такой, чтобы она проходила снизу под обтекателем и была надёжно завязана за трубы, на которые пассажир дельталёта ставит ноги;
  21. зацепите карабин регулировочной растяжки за направляющую растяжку;
  22. отрегулируйте длину регулировочной растяжки так, чтобы в полёте носок лыжи был немного выше задней части лыжи.

Рис 35. Вид установленной передней лыжи.

1-вилка переднего колеса; 2-амортизаторы; 3- втулки, центрирующие лыжу

При замене лыжного шасси на колёсное, операции производятся в обратном порядке.

ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения резины переднего колеса, при установке крыла переднего колеса, болты крепления колеса вставляются в отверстия со стороны колеса, т.е. так, чтобы после закручивания гаек резьба болтов крепления обтекателя не задирала резину колеса.

ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения тормозного диска и рабочего цилиндра, при установке колёс, нельзя путать местами на оси правую и левую втулки регулировки положения колеса.

1.8. Дополнительное оборудование

Дополнительно дельталёт укомплектован сумкой-багажником. Эта сумка может легко сниматься и одеваться. Необходимо затягивать сумку ремнями, когда она пустая или заполнена не полностью. В сумку допускается класть вещи, общей массой не превышающие 20 кг.

Рис 36. Сумка-багажник

назад | оглавление | дальше

© aes 2007