Путь в трёх измерениях...

1.3. Винтомоторная установка

 

Рис 26. Общий вид винтомоторной установки

Винтомоторная установка предназначена для создания тяги, необходимой для перемещения дельталёта и снабжения энергией его систем на всех режимах полёта.

Винтомоторная установка состоит из:

  • Двигателя внутреннего сгорания, модели SUZUKI G-13BB;
  • Редуктора, понижающего обороты двигателя;
  • Трехлопастного воздушного винта фиксированного шага.

1.3.1. Двигатель

Общие сведения.

Двигатель установлен на специальной мотораме, которая крепится к вертикальному силовому контуру мототележки.

Двигатель Suzuki G-13BB – бензиновый, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, объёмом 1298 см. куб, с рядным расположением цилиндров, с жидкостной системой охлаждения головок и цилиндров, с инжекторным смесеобразованием, с электрическим топливным насосом, с интегрированным водяным насосом, с электрическим стартером, имеет один вал ГРМ, 16 клапанов.

Двигатель предназначен для работы на автомобильном бензине с октановым числом 95 (А-95).

Размер ремня ГРМ  4РК х 810.

Система запуска обеспечивает надежный запуск двигателя на земле и в полёте при температуре окружающего воздуха от -300С до +500С на высотах от 0 до 3000 метров относительно уровня моря.

Системы и данные двигателя

Двигатель оборудован следующими системами:

  • топливная система;
  • система смазки;
  • система охлаждения;
  • выхлопная система;
  • система зажигания и электроснабжения;
  • система запуска;
  • приборы контроля работы двигателя.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ

SUZUKI G13BB

Максимальная  мощность, л.с.…………………………………………………..100
Максимальная  частота  вращения  коленвала,  об/мин………………………..5500
Максимально  допустимая  температура  охлаждающей жидкости, 0С………105
Максимальная  тяга  при  нормальных  условиях  на  месте, кг……………….230
Часовой  расход  топлива в крейсерском полёте при нормальной
 загрузке, л/ч……………………………………………………………………….8

1.3.1.1. Двигатель SUZUKI G-13BB - технология обслуживания

Основные требования по эксплуатации.
  1. При эксплуатации двигателя необходимо соблюдать общие меры безопасности при работе с авиационной техникой.
  2. Эксплуатация двигателя должна осуществляться квалифицированным персоналом, с соблюдением всех требований, изложенных в Руководстве по эксплуатации двигателя.
  3. При работе с двигателем использовать исправный, соответствующий назначению инструмент.
  4. Двигатель должен быть чистым, независимо от состояния и наработки.
  5. При хранении двигателя консервацию и переконсервацию выполнять согласно РТЭ двигателя.
  6. Для двигателя применять ГСМ, указанные в РТЭ двигателя.
  7. Следить за чистотой топлива. Не допускать засорения элементов топливной системы.
  8. Сливать отстой из заправочных емкостей и баков ЛА.
  9. Запрещено производить заправку ЛА без средств, исключающих проливание топлива и попадание его в отсеки ЛА и на двигатель.
  10. Запрещается работа двигателя на оборотах выше 2000 об./мин., без ВВ или нагрузки коленчатого вала, соответствующих техническим данным двигателя.
  11. Перед запуском двигателя необходимо выполнить все требования и рекомендации, изложенные в РТЭ двигателя, в том числе:

а) Проверить наличие исправных средств пожаротушения.
б) Убедиться, что ЛА находится в безопасном месте и в зоне ВВ нет людей и посторонних предметов.
в) Пришвартовать ЛА за предназначенные для этого узлы, если планируется выполнять опробование.
г) Убедиться, что можете управлять двигателем машинально и готовы в любой момент экстренно остановить двигатель.

  1. При работающем двигателе с установленным ВВ:

а)Не покидать ЛА.
б)Не превышать ограничений, указанных в РТЭ двигателя.
в)Запрещено выполнять любые работы на ЛА и двигателе, не связанные с регулировками холостых оборотов.
г) Не включать электростартер.
д) Не снимать свечные наконечники.

  1. Для обслуживания и ремонта применять только фирменные запасные части.
  2. Без согласования с поставщиком запрещено устанавливать на двигатель агрегаты и комплектующие других производителей и выполнять доработки на  двигателе и его агрегатах.
  3. Приборное оборудование должно обеспечивать постоянный контроль наиболее важных параметров работы двигателя.
  4. Высокие эксплуатационные качества и надежность двигателя во многом зависят от соблюдения требований и рекомендаций РТЭ двигателя.
  5. При невыполнении требований, изложенных в РТЭ двигателя, двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
Эксплуатация двигателя.

Эксплуатация двигателя должна осуществляться с соблюдением всех требований, изложенных в Руководстве по эксплуатации двигателя.

Перед началом эксплуатации изучите содержание соответствующих разделов данного руководства.

Все работы, проводимые в период эксплуатации на двигателе и его агрегатах, должны быть отражены в соответствующих разделах руководства и формуляра двигателя.

Запуск двигателя
  • принять меры для исключения самопроизвольного движения ДЛ при работающем двигателе;
  • исключить нахождение людей в плоскости вращения ВВ и в секторе возможного разлёта лопастей в случае разрушения;
  • убедиться, что в топливном бака имеется горючее;

ВНИМАНИЕ! С целью предотвращения поломки топливного насоса недопустима его работа без горючего. Необходимо убедиться, что в топливном баке имеется горючее в достаточном количестве для того, чтобы воздух из бака в топливный насос не попадал.

  • убедиться, что рычаг ручного управления оборотами двигателя установлен в положение «холостые обороты».
  • тумблером «ПРИБОР» включить прибор «Stratomaster Flight» (SF), дождаться его загрузки;
  • подать команду «ОТ ВИНТА»;
  • получив ответ «ЕСТЬ ОТ ВИНТА»;
  • вставить ключ предохранения от несанкционированного запуска в замок зажигания и повернуть по часовой стрелке;
  • включить тумблер «ЗАЖИГАНИЕ», по характерному жужжащему звуку убедиться, что заработал топливный насос.

ВНИМАНИЕ! Нажимать на педаль газа при запуске двигателя запрещается!

  • после окончания работы топливного насоса (3-4 секунды) нажать на кнопку «СТАРТ» для запуска двигателя. Сразу после запуска кнопку необходимо отпустить.

ВНИМАНИЕ! Время непрерывной работы электростартера не более 10сек.! Последующее включение разрешено после его охлаждения в течение не менее 30 секунд.

Контроль работы двигателя после запуска. Прогрев двигателя

После запуска двигатель самостоятельно выполнит программу прогрева двигателя – окончание программы –  выход на холостые обороты 900-1200 об/мин.

После запуска необходимо:

  • убедиться, что красная контрольная лампа «МАСЛО» давления масла на передней панели погасла;
  • убедиться, что желтая контрольная лампа «ПРИБОР» на передней панели погасла;
  • убедиться, что двигатель начал прогреваться, наблюдая за показаниями прибора SF;

Во время прогрева необходимо:

  • убедиться, что расход бензина не превышает 1,5 л/час наблюдая за показаниями измерителя расхода топлива;
  • убедиться, что по мере прогрева, двигатель снижает обороты;
  • убедиться, что после прогрева, температура двигателя не превышает 90 градусов и не возрастает.

ВНИМАНИЕ! при отклонении контрольных параметров от штатных значений следует немедленно заглушить двигатель, выключив тумблер «ЗАЖИГАНИЕ»

Останов двигателя

Специальных процедур, типа перегазовки, перед остановкой двигателя выполнять не требуется.

  • для прекращения работы двигателя выключить тумблер «ЗАЖИГАНИЕ»
  • повернуть ключ предохранения от несанкционированного запуска против часовой стрелки и вытащить ключ из замка зажигания

ВНИМАНИЕ! Выполнять останов двигателя способом полной выработки горючего из бака ЗАПРЕЩЕНО.

Опробование двигателя.

Цель опробования двигателя – проверка работоспособности двигателя, его систем и агрегатов, измерение динамометром статической тяги, развиваемой винтомоторной установкой при соответствующей установке угла лопастей ВВ при максимальной частоте вращения КВ.

Дельталёт должен быть надежно прикреплён к тросу динамометра таким образом, чтобы исключить возможность попадания троса в ВВ.

Динамометр должен быть, в свою очередь, надёжно закреплён к неподвижному объекту массой не менее двух тонн.

Перед опробованием двигателя выполнить все работы, предусмотренные РТЭ двигателя.

При выполнении опробования возможен перегрев двигателя из-за недостаточной обдувки. Если температура стремится достичь максимальных значений, переведите РУД в положение МГ, охладите двигатель в течение 1 мин и продолжите опробование.

При выполнении опробования следите, чтобы обороты двигателя не превысили максимально допустимого значения 5500 (об/мин).

Полное опробование двигателя.

Полное опробование двигателя выполняется в следующих случаях:

  • после выполнения капитального ремонта двигателя;
  • после ремонта, связанного с заменой узлов и деталей цилиндропоршневой группы и коленчатого вала;

При положительных результатах опробования двигатель допускается к лётной эксплуатации после выполнения следующих работ:

  • регулировка оборотов холостого хода;
  • предполётной подготовки;
  • облёта дельталёта;
  • заполнения формуляра ДЛ
Сокращенное опробование двигателя.

Сокращенное опробование двигателя выполняется после:

  • установки или перестановки двигателя;
  • замены ВВ;
  • замены узлов и агрегатов двигателя и его систем;
  • выполнения регламентных работ;
  • расконсервации двигателя;
  • устранения дефектов и неисправностей.

При положительных результатах опробования двигатель допускается к лётной эксплуатации после выполнения следующих работ:

  • регулировка системы холостого хода;
  • предполётная подготовка;
  • облёт дельталёта;
  • заполнения формуляра ДЛ.

1.3.1.2. Особенности эксплуатации двигателя при низких температура.

Перед эксплуатацией двигателя при низких температурах окружающего воздуха (t<-15°C) необходимо выполнить следующие работы:

  • установить заряженный аккумулятор с плотностью электролита, соответствующей климатическим условиям и заряженный на 100%;
  • при выполнении процедур запуска двигателя, после включения тумблера «ЗАЖИГАНИЕ», два раза интенсивно нажать педаль газа «в пол», и только после этого запускать двигатель кнопкой «СТАРТ»;
  • если в первые секунды после запуска двигатель работает неустойчиво, глохнет, то необходимо поддержать его работу отдельными нажатиями на педаль газа до выхода на устойчивый режим работы.

ВНИМАНИЕ! При запуске при низкой температуре необходимо принять дополнительные меры для исключения самопроизвольного движения ДЛ после запуска двигателя. При низкой температуре автоматическая программа прогрева двигателя начинает выполняться на повышенных оборотах.

  • для поддержания нормальной температуры в полёте рекомендуется использовать утеплительные чехлы, одеваемые на секции радиатора. Площадь закрытия радиатора определяется практически, в зависимости от температуры воздуха.

Рис 27. Вид сбоку.

1 – радиатор, 2 – система спасения, 3 - блок реле, 4 – кабель электронной системы инжектора, 5 – ремень безопасности пассажира, 6 – топливный бак.

1.3.1.3. Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя предназначена для поддержания оптимального теплового режима двигателя регулируемым отводом тепла от деталей, которые нагреваются в результате трения или контакта с горячими газами. На двигателе применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости от центробежного насоса через радиатор. Помпа насоса приводится в действие ремнём генератора от коленвала двигателя. Необходимо следить за тем, чтобы прогиб ремня составлял 6-8 мм при усилии надавливания 10 кг, приложенном посередине ремня между приводными блоками.

Радиатор обеспечивает нормальную температуру охлаждающей жидкости (90-100°С) на всех режимах работы двигателя. Возможно кратковременное повышение температуры до 105 градусов, при этом открывается термостат и включается второй контур охлаждения и температура падает до 90 градусов. Если этого не произошло и температура продолжает расти, то лучше предпринять экстренные меры к скорейшей посадке и заглушить двигатель.

В качестве охлаждающей жидкости используется водный раствор этиленгликоля с антикоррозионными, антивспенивающими и смазывающими присадками: антифриз.

ВНИМАНИЕ! Использование тосола в системе охлаждения ЗАПРЕЩЕНО!

В летний период эксплуатации, для повышения эффективности системы охлаждения, допускается добавление дистиллированной воды, но не более 50%.

Объем заправляемой в систему жидкости 5 л.

1.3.1.4. Топливная система двигателя.

Общие сведения.

Топливная система двигателя предназначена для очистки и подачи горючего, очистки и подачи воздуха, приготовления топливовоздушной смеси и подачи ее в камеры сгорания двигателя.

Описание.

Топливная система состоит из бензобака, топливных проводов, электрического бензонасоса, топливного фильтра тонкой очистки до бензонасоса, фильтра тонкой очистки после бензонасоса, форсунок инжектора.

Бензин должен использоваться с октановым числом 95. Перед заправкой бензина в бак его необходимо профильтровать.

Необходимо контролировать степень загрязнения фильтра очистки топлива и менять его, по мере загрязнения.

Нельзя допускать работы электрического бензонасоса без топлива в баке – он может выйти из строя! Если произошло полное израсходование топлива (двигатель остановился из-за отсутствия топлива) – необходимо немедленно выключить зажигание, чтобы предотвратить повреждение бензонасоса от холостой работы.

Работы с инжектором должны проводиться только квалифицированным персоналом на станциях обслуживания.

1.3.1.5. Система зажигания.

Общие сведения.

Система зажигания служит для выработки электрической энергии необходимой для воспламенения топливовоздушной смеси в каждом цилиндре и распределения этой электрической энергии по всем цилиндрам согласно выбранной очередности.

Система зажигания состоит из источника тока (генератор или аккумулятор), выключателя зажигания, электрических проводов, двух катушек зажигания, трамблёра, высоковольтных проводов с наконечниками и свечей зажигания и блока управления двигателем, который располагается в специальной коробке около правой стойки основного шасси. Система зажигания двигателя включает в себя имобилайзер, который предотвращает несанкционированный запуск двигателя. Имобилайзер отключается с помощью ключа расположенного в специальной коробочке на верхней плате в блоке реле. Для изъятия ключа и предотвращения запуска двигателя нужно снять две резиновых ремня со специальной коробочки, открыть пластиковую коробку блока реле, нажав на специальный защелки пальцами и получить доступ к ключу. Закрывать всё в обратной последовательности. Примечание: после запуска двигателя ключ имобилайзера никак не влияет на его работу.

Нужно следить за целостностью изоляции проводов, состоянием электрических контактов, состоянием свечей.

Свечи зажигания NGK BКR6ES . Зазор между электродами свечи 0,7-0,8 мм

Свечи зажигания имеют ограниченный ресурс (100 часов) использования их на двигателе. Учет наработки свечей и периодичность их замены необходимо отражать в Формуляре дельталёта.

При осмотрах следует обращать внимание на цвет нагароотложения на изоляторах свечей. Он должен быть у всех свечей коричневым. Черный цвет нагара указывает на неисправность в контуре зажигания в т.ч. самой свечи. Изолятор свечи не должен иметь рисок, сколов или иных повреждений.

Проверку свечей на цвет нагарообразования следует проводить после гонки двигателя на средних оборотах.

Неисправности системы зажигания должны устраняться только квалифицированным персоналом.

1.3.1.6. Система управления двигателем.

Общие сведения.

Система управления двигателем обеспечивает передачу командных движений от пилота к регулирующим агрегатам топливной системы двигателя.

Система управления двигателем механическая с помощью тяги - троса в оболочке типа “боуден”, рычагов и качалок.

Описание.

Система управления двигателем включает два рычага управления двигателем (РУД) (педаль газа и ручной). Педаль установлена под правой ногой пилота на вилке переднего колеса. Ручной газ установлен перед креслом пилота.

Рис 28. Рычаг ручного газа

При перемещении РУД через трос движение передается на рычаг заслонки инжектора, соответственно, изменяется количество топливовоздушной смеси подаваемой в камеры сгорания двигателя и тем самым изменяется режим работы двигателя.

Поиск и устранение неисправностей

Проявление

неисправностей

Возможная причина

Устранение

неисправностей

При перемещении РУД рычаг дроссельной заслонки не перемещается.

Рассоединение проводки управления. Определите место рассоединения.

Устраните рассоединение.

Затруднено перемещение рычага управления заслонкой

Перегиб боудена.

Обрыв нитей троса управления.

Перегиб боудена.

Обрыв нитей троса управления.


Технология обслуживания

В процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием системы управления двигателем. Рычаги управления двигателем должны перемещаться плавно, без заеданий и прикладывания чрезмерных усилий.

При всех видах осмотра необходимо проверять чистоту проводки управления и смазку гибких тяг, шарниров присоединения тяг к рычагам.

При выполнении демонтажно-монтажных работ нельзя допускать перегибов тяг и оболочек тяг. Оболочки (боудены) тяг с перегибами или следами коррозии необходимо заменять на новые.

Жесткие тяги управления не должны иметь деформаций и повреждений. При выполнении регулировочных работ необходимо контролировать запас резьбы наконечников регулируемых тяг.

1.3.1.7. Система выхлопа.

Общие сведения.

Выхлопная система двигателя предназначена для отвода отработавших газов из двигателя и уменьшения шума их выхлопа в атмосферу.

Отвод отработавших газов производится от каждого цилиндра по своему приёмному патрубку. Приемный патрубок крепится к головке цилиндра с помощью фланца. Фланец устанавливается на две шпильки и притягивается двумя самоконтрящимися гайками. Все четыре патрубка приварены к общему глушителю. Из глушителя газы выводятся за область покрытия силовой установки.

В эксплуатации выхлопная система регулировок не требует. Согласно РТО необходимо контролировать затяжку гаек фланцев приёмных патрубков, узлов крепления глушителя, периодически осматривать выхлопную систему на предмет трещин.

Поиск и устранение неисправностей

Проявление
неисправностей

Возможная причина

Устранение
неисправностей

Следы выхлопных газов на двигателе.

Трещины на патрубках выхлопных коллекторов.

Определите место не герметичности.

Замените выхлопной коллектор.

Следы выхлопных газов на двигателе.

Прорыв выхлопных газов из под фланца приёмного патрубка.

Затяните гайки фланцев приёмных патрубков

 

1.3.1.8. Система смазки двигателя.

Общие сведения.

Система смазки предназначена для смазки трущихся деталей двигателя, а также для частичного их охлаждения и для удаления от них продуктов износа.

Система смазки двигателя является системой закрытого типа, с принудительной циркуляцией масла. Интегрированный маслонасос объемного типа приводится в действие от распределительного вала.

Система смазки состоит из масляного резервуара, фильтра, масляного насоса, датчика давления масла с красной сигнальной лампой «МАСЛО» на приборной панели.

В системе смазки рекомендуется применять синтетические масла вязкостью по API 5W50, такие как Mobile-1 Rally formula 5W-50 Масло замеряется периодически, согласно РТО. Уровень масла должен находиться между рисками «мин» и «мах» масляного щупа, ближе к положению «мах».

Не допускается работа двигателя при горящей сигнальной лампе давления масла. Лампа должна гаснуть при начале работы двигателя, в противном случае необходима диагностика и ремонт двигателя.

ВНИМАНИЕ! Использовать различные присадки, добавки и прочие “улучшители” к маслу ЗАПРЕЩЕНО!

1.3.1.9. Система запуска двигателя.

Общие сведения.

Система запуска служит для раскрутки коленчатого вала двигателя до оборотов возникновения надежного искрообразования и создания условий воспламенения топливовоздушной смеси в камерах сгорания.

Двигатель SUZUKI G-13BB оборудован электрическим стартером с напряжением питания – 12В.

Подробные указания по техническому обслуживанию стартера приведены в Руководстве изготовителя двигателя.

1.3.2. Редуктор.

Общие сведения.

Редуктор предназначен для обеспечения механической связности двигателя с Воздушным винтом и выполняет функцию понижения оборотов.

Описание.

На ДЛ установлен шестерёнчатый редуктор с косозубыми шестернями и демпфирующей резиновой муфтой.
Передаточное число 2,5. В редуктор заливается 150 грамм масла 85W-140.
Выходной вал редуктора полый, что даёт возможность использования винтов изменяемого шага или применение буксировочных устройств.
При обычной эксплуатации редуктор не подразумевает обслуживания, кроме замены масла.
При нормальной эксплуатации срок службы редуктора совпадает со всем сроком службы двигателя.

ВНИМАНИЕ! Во избежание утечки масла, сливная пробка редуктора должна быть законтрована проволокой.

Поиск и устранение неисправностей

Проявление
неисправностей

Возможная причина

Устранение
неисправностей

Следы потёков масла на корпусе редуктора.

Пробка слива масла затянута недостаточно.

Затянуть пробку слива масла

Шумы в редукторе.

Разрушение элементов редуктора

Снять редуктор и обратиться к изготовителю.

Повышенное биение ВВ

Разрушение элементов редуктора

Снять редуктор и обратиться к изготовителю.

 

1.3.3. Воздушный винт

Общие сведения.

Воздушный винт (ВВ) предназначен для отталкивания от струи воздуха, создаваемой во время его вращения.

Описание.

На дельталёте "ФОРСАЖ" установлен толкающий трёхлопастной ВВ тип LUGAPROP R-102 диаметром 1860мм. фиксированного шага с разборной втулкой, с лопастями из композиционного материала. Вес винта составляет 4400грамм.

Конструкция винта предусматривает регулировку шага винта на земле.

Угол установки лопастей 1градус по прилагаемой линейке Точная регулировка установочного угла лопастей выполняется во время опробования двигателя (возможный диапазон изменений 0,9-1,3 градусов). Регулировку ВВ необходимо выполнять в соответствии с Инструкцией изготовителя воздушного винта.

ВВ должен обеспечивать тягу не менее заявленной.

При полном открытии дросселей двигатель должен развивать обороты не менее 4800 об/мин на земле в статике и не менее 5100 об/мин в полёте на максимальной скорости. Двигатель ни при каких условиях не должен работать на оборотах выше 5500 об/мин. «Недокрутка» или «перекрутка» оборотов указывает на то, что установочный угол лопастей, соответственно, большой или слишком мал.

Воздушный винт является изделием с ограниченным ресурсом, который устанавливает изготовитель ВВ. Назначенный изготовителем  ресурс распространяется только на технически исправные ВВ

Если в процессе эксплуатации лопасти получили повреждения, влияющие на их прочность, действие установленного документацией ресурса аннулируется.

Дефектацию ВВ и принятие решения на его дальнейшую эксплуатацию (ремонт) производит Изготовитель ВВ, либо уполномоченное им лицо (организация).

При затягивании болтов крепления ступицы ВВ и болтов, зажимающих комели лопастей в ступице, необходимо использовать динамометрический ключ. Моменты затяжки болтов указаны в Инструкции по эксплуатации изготовителя ВВ и составляют 2,5 кгс*м или 25 Н*м.

ВНИМАНИЕ! Болты крепления лопастей воздушного винта и болты крепления ВВ к ступице должны быть законтрованы стальной проволокой таким образом, чтобы исключить самопроизвольное раскручивание резьбовых соединений.

На дельталёте может быть установлен винт с бОльшим количеством лопастей, обеспечивающий заявленную тягу в указанном диапазоне оборотов.

назад | оглавление | дальше

© aes 2007