Ну что мужчины, полетаем?
07-15 сентября 2010г.
Собратьям по небу,
улетевшим от нас навечно
в тяжелом 2010г посвящается
Часть II
В гостях
Встречать нас приезжают Эдуард Тимирович Цей (Koala), его отец Тимир Эдуардович Цей, Олечка (Аki). Все дельталётчики. Снимаем крылья, отвязываем рюкзаки, птички закатываем в ангар и садимся в машину. На улице тепло и зелено – всё же добрались до настоящего юга. По своим делам в станице идут люди, гуляют мамаши с детьми, и, видимо из за контраста с полётом, это кажется несколько нереальным. Бутылка пива, выпитая у ближайшего магазина дополняет нереальность картины, поскольку сейчас это не пиво, а просто нектар и амброзия в одном флаконе. У этого же магазина как бы случайно встречаемся с Андреем Шершнёвым (Arcandale), который тоже подтянулся в станицу из Краснодара.
Кстати про Амброзию. Травка с таким библейским названием оказывается бич Краснодарского края. Сильнейший аллерген. На улице даже встречаются люди в масках. Хорошо, что это не мой аллерген, хотя есть уверенность что Эдик или Тимир Эдуардович быстро бы нас починили или отрезали на худой конец.
По профессии они врачи в местной больнице и чтобы пообщаться с нами Эдику пришлось договариваться и передоговариваться насчет дежурств, которых приходится брать в два раза больше, чем по норме положено - зарплата врача, пусть самого высококлассного в нашей стране, та ещё... А авиация пусть и самая сверхлёгкая, всегда затратна. Хорошо хоть Тимир Эдуардович сейчас в отпуске. Собственно это он начал летать первым, отучившись у Романа Александровича Седых. Теперь и его сын Эдик летает и у каждого свой любимый и безусловно самый лучший аппарат. И дочка Хельга (Ольга) тоже полётывает, но пока только пассажиром. Катал её на слёте в Грызлово – был восторг.
Наконец все вместе добрались до «базового лагеря» дельталётчиков, до дома Цеев. В доме всё просто пропитано авиацией. Винты, фотографии, амуниция, симулятор, «кожаные куртки, брошенные в угол». Даже в сортире лежит исторически ценный журнал про авиацию. О гостях пилотах, которые, оказывается, просто постоянно присутствуют в этом радушном доме, можно рассказывать вероятно долго. И Ирина Владимировна, хозяйка дома, похоже, уже смирилась с тем, что дом стал штаб-квартирой, в которой строятся планы, обсуждаются успехи и неудачи. Хотя вероятно всё же до сих пор несколько скептически относится к понятию «нормальности» приходящих пилотов.
Есть у дельталётчика заветная мечта после перелёта и отсидки на мокром поле. Какая? Душ! Горячий душ. И бывает, что мечты иногда сбываются!
Наконец, отмытые и свежевыбритые усаживаемся за стол. Шашлык поспел в камине, угощения и краснодарское вино на столе… Разговоры, разговоры. Тихий перебор струн гитары, строим планы.
Завтра ветер ещё более усилится, так что Тимир Эдуардович предлагает съездить на партизанскую засидку, где живёт Як-12 и полетать на нём, если позволит хозяин и погода. Данила давно хотел пролететься на этой машине, так что план с энтузиазмом поддержан. Тем более, что по информации полученной Данилой по телефону Юца в облаках, там дождь. И ветер будет точно нам в лоб, если мы задумаем туда лететь. Похоже, кстати, что ветер ещё усиливается. Стоило нам заговорить про горы, про Эльбрус и Тимир Эдуардович преображается, охваченный воспоминаниями. Про горы с ним можно разговаривать вечно.
Поминаем Романа Александровича Седых. Кроме как по переписке на форуме мы не были знакомы. Ребята говорят и вспоминают о нём с удивительной теплотой. Да, это утрата. Огромная утрата… Ещё больше проникаемся этим чувством. Послезавтра 40 дней и ребята поедут на сороковины в Таганрог…
Утро. Подозрительно быстро привившаяся привычка вставать до рассвета даёт о себе знать. Стараясь не шуметь и никого не будить, прокрадываюсь на кухню поближе к чайнику.
Наконец все встают, завтракаем и выдвигаемся на партизанскую засидку имени Александра Яковлевича Глущенко. Пыль, поднятую на просёлке, моментально относит прочь сильный ветер.
Доезжаем до места, знакомимся с Александром Яковлевичем. Его хозяйство обширно и кроме мотодельт, разобранного Як-52, летающего Як-12, планера во дворе стоит вертолёт Ми-2, к которому в хозяйстве можно найти несколько редукторов и двигателей в неопознанном состоянии. Станочный парк так же впечатляет. Про закрома Родины лучше вообще не упоминать, но зато мы знаем теперь, где находятся эти самые закрома. На площадке стоял ещё Пайпер без винта, вроде как Какуринский, но летает этот самолёт или нет мы не уточнили.
Под чаёк разговариваем естественно про дельты, варианты конструкций, плюсы и минусы конфигурации телеги а-ля МД-50 в рессорном варианте и Suzuki G-13BB. Обсуждаем крылья и схемы. Рассказывем сами что знаем, распрашиваем о чем не знаем.
У Глущенко большой опыт на химии, где работали в основном, как я понял, с вертолётов. Правда, теперь не выгодно это стало. Стоимость авиаработ в два раза выросла, в то время как стоимость запчастей к вертолёту в десять. И цена керосина 24 рубля за литр при прожорливости Ми-2 (300л/час) отнюдь не радует. Один из вертолётов остался как раз с тех самых времён. Правда, в лётном состоянии, но давно не заводили, чтобы не тратиться на керосин. Молодой пилот Алексей как раз открыл капоты и что-то контрил там потихонечку.
Вот почему так всегда получается, что в нашей красивейшей и богатейшей стране, населённой отнюдь не поголовно дибилами всё лучшее вынуждено выживать? Почему инструктор владеющей всеми типами, а по совместительству человек с золотыми руками, умеющий разобрать, починить и собрать любой летательный аппарат и построить свой, должен заниматься изготовлением замысловатых красивых витых оградок, чтобы выжить? Вот может тупой я, но никак не могу понять. Почему всё, что связано с малой и сверхлёгкой авиацией, практически всегда обречено на полуподпольное, полугаражное существование.
Ладно, не будем о грустном. Ветер был явно не для полётов на Як-12, так что подумав, хозяева любезно предложили нам слетать кружочек на Ми-2 и мы естественно не смогли отказаться. Тем более, что Андрюха уже просто обнюхал все приборы в кабине, а Данила сразу примерил себя на роль правака.
Пилот Алексей летает на вертолёте самостоятельно с 13-ти лет, с времён, когда ходил в школу. Это теперь у него есть и пилотское и допуск. А ранее освоение им лётной техники бывало приводило к курьёзам. - Как то готовится Ми-2 на выброску парашютистов, которые уже набились в салон и инструктор что-то с ними обсуждает. Тут к вертолёту подходит мальчик, молча залезает в кабину на командирское кресло, щелкает множеством тумблеров, заводит двигатель и взлетает. А между тем инструктор так и продолжает, не оборачиваясь к мальчику, с ними что-то обсуждать. Вероятно, лица у этих парашютистов были, мягко скажем, удивлённые, когда узнали что это их пилот.
Естественно Алексей летает теперь уже как ас, несмотря на свою молодость. В активе и полёты с существенным перегрузом, таким, что взлететь можно только по-самолётному, и езда на переднем колесе, и умение пролетать на вертолёте под проводами.
Рассказывал, что однажды это пригодилось, когда вертолёт был перегружен, разгонялся по просёлку, идущему между линией электропередач и лесополосой, и тут на этот просёлок выскочил из-за поворота Камаз. Тут и пришлось ему просачиваться под проводами, поскольку деваться вертолёту было просто некуда.
В общем, Алексей нас немного прокатил на сверхмалой с несколькими трюками и Поиск06, доселе на вертушках не летавший, очень даже впечатлился. Тем более, что в редукторе Ми-2 что-то постоянно явно бухало, а Андрей просто не выносит посторонних звуков в технике. Алексей же отреагировал крайне просто – в вертолёте столько всяких железяк, что постоянно что-то бухает. Но летает же. Хорошая техника, надёжная.
Отблагодарив любезных хозяев, мы отчалили в штаб-квартиру. Убедившись, что погода если и появится, то не ранее чем через два дня, стали строить дальнейшие планы. Все Краснодарцы, птенцы Романа Александровича Седых завтра должны были быть в Таганроге на 40 дней. А нам предлагалось поехать в Геленжик скупнуться в море. Там и гидроавиасалон как раз начался, и ребята собирались через день туда подъехать, посмотреть на самолёты. Андрей Шершнев любезно отдал нам свой любимый четырёхколёсный аппарат, именуемый Субару. Так и порешили.
А вечером снова разговоры, разговоры, приятное общение до ночи под ненавязчивый стаканчик.
Утром мы на субарике Arcandale-а выдвинулись в Геленджик, где практически сразу (не сезон уже) нашли удобные апартаменты и посвятили остаток дня водноморским процедурам. Хотя море, из-за очень сильного ветра, в тот день было холодным. Ветер был настолько сильным, что нам казалось, что на верху обрыва городского пляжа ходит поезд или трамвай. Говорят, из за сильного ветра в тот день даже закрывали Краснодарский аэропорт. Так что на наших аппаратах мы бы всё равно, вероятно, никуда бы не полетели - перебор.
Вечер в круговерти пляжнокурортных соблазнов провели весьма бурно и закончили поздно...
Наутро, пока не приехали ребята из Таганрога, мы выдвинулись на пляж, купались и смотрели на лётную программу авиасалона прямо из воды. Группа Русь на Л-39 летала слаженно и красиво. Данила после вчерашнего оттягивался пивком. Бе-200 регулярно залезал в воду, набирал воду и сбрасывал. Ветер за ночь переменился на южный и теперь дул с моря. Вода была тёплой и чистой.
Подъехали ребята, сходили мы на этот гидроавиасалон, но не впечатлились совершенно. На наших СЛА-шных слётах на порядок интереснее. А там в день закрытия даже к техники не дали подойти. Пожалуй, интересно только было понаблюдать, как летает Птенец на поплавках. А ничего, вполне достойно летает. Вообще этот салон можно смело переименовать в салон им. БЕ-200. Ещё бы, вся пожарная гидроавиация России там собралась. Аж в количестве целых и единственных двух самолётов БЕ-200. А город Бобров меж тем тихо продолжал гореть …
Стагнация. И речь не только об этом авиасалоне, но и по жизни. Везде, во всём одна сплошная, голимая показуха… Время PR-щиков, точнее безвременье. Ценен не тот кто что-то может, а кто красивей пропиарит.
Наблюдая за полётами на гидроавиасалоне удивился, что такая махина как БЕ-200, набирая воду на небольшой волне, способен прогрессирующе раскачаться по тангажу и было видно, что КВС вынужден был даже однажды прервать забор воды и дать по газам, чтобы самолёт не зарылся носом.
На базу возвратились уже ночью. По дороге в Новотитаровскую ещё и через Краснодар проехали, забрали масло для двигателя, которое я попросил купить дельталётчика Алексея, поскольку мы не смогли найти его в станице, а мне показалось, что двигатель на аппарате стал подъедать масло. К счастью оказалось, что масло моя сузучка не кушает совсем, просто уровень нужно проверять, когда дельталёт стоит ровно, а не под наклоном... Там же в Краснодаре прикупили в супермаркете и хлеба и почти съедобной говяжьей тушенки и Баунти для Андрюхи, надорвавшему своё здоровье на сникерсах.
А в Краснодаре, оказывается, теперь аж четыре Красных площади, а не то, что в столице - одна одинёшенька. Честно говоря, когда Arcandale нам сказал об этом, то подумали, что это местный сленг обозначает какие-нибудь площади или площадки. Но оказалось веселее – «Красная площадь» это бренд местных гипермаркетов.
Планировать дальнейшую жизнь решили по прогнозу погоды. А он отнюдь не радовал – весь Краснодарский и частично Ставропольский край должен был накрыть очередной циклон. Накрыть надолго и капитально. Просмотрев прогноз и так, и эдак, получалось, что в горы мы точно не попадаем. Правда, пожалуй, в обратную сторону в район Темрюка на соленое озеро можно было бы долететь – по ветру.
Но тогда получается, что в Москву нам придётся возвращаться против такого ветра – дай Бог вообще вперёд продвигаться. Учитывая, что Даниле постоянно звонили и консультировались и просили не опаздывать из отпуска вплоть до того, чтобы он бросил аппарат и возвращался Аэрофлотом, было принято трудное, но закономерное решение возвращаться в столицу. Аномальный год, аномальная погода и для этих мест.
Поздним утром следующего дня отправились на аэродром. Станицу уже накрыл циклон, но дождя пока не было, хотя и видно было, как он идёт неподалёку. Собрали аппараты, залили бензин, собрали шмотки. Ветер был сильный и Данила даже ходил по полосе и нюхал. Собственно, что нюхать то, ведь и так ясно, что на грани.
Решили даже с вылетом немного повременить, хотя это было бессмысленно – я сказал мужчинам, что всё, что мы сейчас переждём, нас обгонит и так или иначе нам это придётся протыкать. Впрочем, наша задача сводилась к тому, что нужно уйти севернее Ростова. Севернее перелома погоды. Туда циклон уже не достаёт.
Ребята Краснодарцы даже предлагали нам отменить вылет сегодня. Это конечно можно, только лучше завтра не станет.
В общем, поблагодарив за всё сердечных хозяев, мы попрыгали по «матрёшкам» и выехали на полосу. Кажется, Ребята смотрели на нас немного как на отморозков. А может и не немного. Алесей, который покупал мне масло накануне и тоже подъехал нас проводить, даже подошел и спросил - тебе не страшно? Ответил – нет. Честно говоря, почему-то страшно действительно не было. Всё же доверие к аппарату и главное к крылу, это очень много. А найти правильное поле для экстренной посадки можно даже среди перепаханных полей. Да и аппарат будем считать, что обкатал по дороге на юг. В общем, не соврал.
На север
Взлетали в час дня. Взлёт сложности не представлял, поскольку полоса теперь была строго по ветру, и я даже успел помахать ребятам рукой напоследок. Сначала даже показалось, что в воздухе совсем недурно, но это, как и следовало ожидать, только показалось. Летели по уже «набитому» нами треку, обходя войска. Воздушной активности войск подслушано не было.
Возможно, военные тоже учитывают погоду при планировании своих занятий. Боковик с востока заставлял нас постоянно доворачивать на ветер, чтобы сохранять нужное направление движения и скорость была в среднем не больше 60. Если бы ветерок был бы чуть более встречным, то лететь вообще не имело бы смысла, так как со скоростью 40 далеко не улетишь. Со скоростью 60 можно, но противно, тем более турбулентность была ветровая и весьма сильная.
Вскоре мы догнали и ту самую погоду, которую пережидали, пока собирались и обсуждали лететь нам или ждать. Всего Андрюха насчитал четыре «волны» по несколько десятков километров каждая. Фотографировать внизу было особенно нечего особенно при такой скверной сумеречной освещенности. Снял только трактор, от которого горизонтально тянется шлейф пыли пробивающий лесополосу, чтобы зафиксировать силу ветра и пару видовых кадров. Летели на повышенных оборотах, поджав ручку не жалея топлива – только бы вырваться из-под этого циклона.
По прошествии нескольких часов такого полёта Данилу нужно было заправлять и он подобрал поле для посадки на ветер. Садились в самом начале, подальше от лесополосы, роторы от которой при таком ветре тянутся вероятно аж до середины поля. Посадка была почти вертикальной, хотя и на повышенной скорости, чтобы не попасться на приземном сдвиге ветра. В общем, чумовая посадка.
За лесополосой, куда мы закатили аппараты и спрятались, было нереально тихо. Зажевав кто сникерс, кто баунти в предвкушении продолжения полёта стилем «чебурах» я, кажется, был не прав, когда высказал: «Может, ну её всё нахрен? Давайте в сторону Темрюка развернёмся и махнём. Через полтора часа там будем с таким ветром?... У моря на песчанном пляжике…» Данила недобро посмотрел, отбрив подобную инициативу фразой что-то типа: "...Вчера думать нужно было, а теперича поздно пить боржоми"!
Индикатором уровня турбулентности выступал как обычно Андрюха, которого при превышении какого-то уровня начинает ушатывать. И дозаправиться сели мы в этот раз, похоже, вовремя – в прошлом году он из телеги долго просто вылезти не мог, успокаивал организм. А в этот раз даже с аппетитом уминал райское наслаждение.
Поле на которое мы подсели было из под кукурузы и задерживаться на нём учитывая, что рядом ходит дождь никак нельзя – размокнет, не взлетим. Да и не факт, что винты наши, уже покоцанные предыдущей бомбёжкой комьями земли, выдержат ещё один такой взлёт.
Данилу постоянно дёргали с работы по телефону, даже поить из рук приходилось. Видимо не зря он на работу так рвётся.
Взлетали с дороги вдоль поля, на которую изначально хотел сесть Данила, но не решился. И правильно сделал – не дай Бог снесло бы порывом ветра в придорожную канавку. После взлёта всё продолжилось. Опять махание веслом, работа газом и задницей. Никуда не денешься, нужно терпеть…
Оттормаживаемые ветром, потихонечку, медленно подошли к Дону. Часть барж, которых на реке в изобилии стояли на якоре – тоже видать тяжело им в такой ветер. А он гнал себе по реке волну и белые буруны..
В районе рыбзаводов у Новочеркасской ГРЭС наконец в облаках появился первый прогал и на время выглянуло солнце. Ура, похоже, прорываемся-таки и прорвёмся. До заката нужно успеть. Только ветер всё не отпускает и держит.
Долго-долго обходили Шахты и аэродром авиаремонтного завода, который явно не работал. Мужчины потом критиковали, что далековато обошел и можно было спрямить. Я шел первым, поскольку у Данилы, который любит лететь во главе стаи опять отвалилась связь на передачу. Видимо возник тот самый закономерно ожидаемый "самый неподходязщий момент." Сколько раз замечал, что в авиации - почувствовал что что-то не так - чини сразу. Всё равно ведь отвалится. Солнце всё ближе к горизонту и, похоже, нужно садиться ночевать, поскольку найти заправку и заправить аппараты дело не пяти минут.
Внизу как раз та самая диковатая местность с редкими полями. Возле Шахт на карте есть химполоса, над которой в поисках пригодного поля для посадки мы прошли. Нужно иметь ввиду - полоса эта теперь негодная, заросла бурьяном капитально. Мы точно над ней проходили. Наконец нашел поле под ветер, которое нам подходило. Да и ветер вроде как поутих или это приземная инверсия заперла? Нет, пожалуй, всё же поутих.
Захожу, просматриваю поле – для посадки подойдёт. Поле злаковое. Наконец то после дня садимся в вечерних лучах солнца короткого осеннего дня. Только местами на этом поле попадаются ямы, взрытые комбайном и редко-редко, но кусты боярышника или чего-то подобного. Нужно беречь винт. Зато с этого поля и при дожде можно будет взлететь, настолько плотная на нём соломенная подстилка.
Паркуемся у лесополосы из акаций с длиннющими шипами и быстро ставим лагерь. Земля как обычно после полёта чуть пошатывается. Акации лесополосы заметно качаются от ветра, но за ними тихо. Нереально громко стрекочут цикады – всё ещё юг.
Быстро готовлю ужин на нормальной говяжьей тушенке. На юге видна сизая стена циклона, от которого мы всё же сегодня удрали. На севере чисто и есть надежда, что к утру ветерок чуть довернёт нам в спину. По крайней мере, на это ну очень хочется надеяться.
Готовить я, наконец, вроде приловчился, и мне даже самому понравилась стряпня. Чарка под вечерний разговор. Сегодня, пожалуй, действительно заслуженная чарка, чтобы провалиться в сон. Включается южная ночь и пора бы спать но южные звёзды в нереально глубоком антрацитовом небе слепят и не дают уснуть, побуждая к неспешным раздумьям о смысле бытия…
Наверно всё же неплохо, что полетел. Хотя понимал, что сезон аномальный и с осенней погодой будет такая же аномальная задница, как и с летней, потому лететь видимо не хотелось.
Однако ведь повёлся на Андрюхино: «А как же мне Данилу тормозить, когда он энерджайзер включает?» и на Данилино: «А кто же будет вкусные макароны готовить?» хотя вроде как уже почти не мальчик, но повёлся. Но если посмотреть вглубь просто наверное не люблю я по одному маршруту ходить, мужчины.
Меж тем понятно было, что иначе как на Юг в этом сезоне и планировать не стоит. Вот через Калмыкию или ещё как на тот же юг было бы интересно. А ещё лучше на восток…
Всё так же нереально громко стрекочут цикады. Засыпая под их перекличку отметил, что крыло стало чуть поскрипывать, а значит, ветер довернул таки, но совсем не туда куда нам нужно. Эх, мня!
Вот фигушки меня дома добудишься, а тут строго встаю сам до того как будильник в мобильнике заверещит.С чего бы это?
Утренние процедуры, чайничек.
Мужчины, подъём чай готов!
Мужчины вываливаются из палаток и, не продрав толком глаза, начинают на автомате уже собирать шмотки в аппараты. Без суеты быстро и четко, каждую вещь на своё строго ей отведённое в аппарате место. Быстро завтракаем, пакуемся, взлетаем.
Сейчас наша задача бензин. В баках примерно на час полёта, ну, в крайнем случае, на полтора, если переливать из наших аппаратов в Аэрос. Правда есть тут на трассе Дон заправка, которую я не просто при просмотре Гуглом из космоса зафиксировал, а в прошлом году прямо на маршруте в GPS запомнил. Это по дате сохранения видно. Значит достоверная заправочка. Но вот только удастся ли возле неё подсесть?
Поскольку в поисках заправки мы довернули к трассе, то ветер стал более попутным и со скоростью 125 мы несёмся над безжизненной землёй разрезанной оврагами и валяющимися на ней, словно безжизненные киты, черными отвалами шахт.
Нам везёт. Рядом с лукойловской заправкой есть неплохое поле. Атмосфера ещё спит, посадка и заправка сложностей не вызывает.
Пока мужчины ждут окончания пересменки на бензоколонке, подходят местные ребята, работающие в придорожной кафешке, и просят разрешения сфотографироваться с аппаратом.
Аэрос в таких случаях – это безусловно топовая фотомодель!
Заливаемся под пробочки, взлетаем. Курс на север. Скорость резко падает ниже сотни, но ниже 90, пожалуй, не падает. Ну, по сравнению с вчерашними 60-ю это, безусловно, успех!
На малой высоте проходим Миллерово и то поле, на котором неделю назад мы ночевали. Почти ностальгия.… В эфире тихо.
Пользуясь отсутствием болтанки и хорошей освещённостью, снимаю всё мало-мальски интересное. Попадаются забавное радужное поле, карьер с изумрудно-зелёной водой, озерца посреди выжженной бурой земли и предвестники Богучар – меловые выходы. Андрюха тоже устраивает фотоохоту и подходит близко, дабы зафиксировать. Ручка трапеции пока отдыхает, и руки её не трогают.
В Богучаре ветер опять боковой с небольшой попутной составляющей. Сел с изрядным перелётом и запасом по скорости, ибо полоса позволяет. Сходили на заправку, чтобы залиться под пробки. Там уже не бухтят, что у нас с собой пластиковые канистры. Заправщик только спросил - не мы ли в прошлом году к ним прямо на заправку заезжали? Мы. Значит уже почти свои… А сейчас не заехали на заправку, ибо не нужно дразнить гусей, когда этого можно не делать. Ибо недалеко пост ГАИ, а мы сейчас немножко партизаны.
Сникерс/баунти, энерготоник, купленный на заправке, раздеться в предвкушении термички и опять в небо. Только вот в Усмани бензина нет, придётся за ним ехать.
Взлетали, чтобы не крутиться с попутной составляющей. Скорость 90. Внизу всё больше и больше окультуренных полей. Знакомые меловые выходы, мост через Дон в посёлке Верхний Мамон.
Подходя к Павловску, чуть сворачиваю в сторону, чтобы заснять огромный карьер. По склону карьера ползёт поезд, но сам карьер настолько огромен, что этот поезд выглядит червячком, а гигантские экскаваторы на дне и огромные карьерные самосвалы не больше, чем букашки. Интересно, что здесь добывают? Огромный перерабатывающий завод рядом. А вот АХР полосы, обозначенной на карте, в Павловске больше нет. Есть бетонная площадка перед складом, уставленная каким-то хламом.
Внизу проплывают узоры земли. Ручка уже ходит ходуном и приходится её успокаивать, а иногда и работать как веслом. После вчерашнего, эта физкультура совсем не напрягает. Хотя ветер и турбулентность не самое приятное сочетание. Несмотря на прогрев, кучевки на небе почти нет. Сухо и давление высокое. Разве что возле города Бобров по-прежнему, как и неделю назад, в небе висит облако порождённое пожаром. Ведь лес по-прежнему горит открытым пламенем и кажется, что уже достаточно близко к городу.
По мере продвижения на север внизу всё больше попадается перелесков и лесочков. Под крылом Воронежская область. По мере продвижения эфир тоже всё больше оживает. Активно летают войска. Нужно быть осмотрительными, поскольку сегодня будни, вторник.
Вот неделю назад это место прлетали, а город Бобров по прежнему горит. Причем выгорели уже большие территории. Ну а как ему не гореть то, если вся гидроавиация доблестно задействована на показухе? Гидроавиасалон это безусловно важнее и нужнее, чем какой-то Бобров до которого журналюги с ТВ вряд ли доберутся. Вот если бы на рублёвке горело, вто это да. Не то, что гидроавиасалон МАКС бы наверняка отменили...
Поскольку в Усмани бензина нет, то вывожу ребят на автозаправку, отмеченную в прошлом году. Рядом поле условно пригодное для посадки. Я делаю круг над бензоколонкой, но замечаю там стоящую Ниву с синими номерами. Посадка отменяется…
Тянем вдоль запретки вокруг заповедника, и перед нами открывается Усмань. Посадка там сложности не представляет, поскольку можно найти себе полосу под любой ветер и полоса эта будет широченной.
В Усмани Данила, ангажировав машину, отправляется за бензином, а я быстренько варю гречку и кипячу чаёк. Разговорились с местными ребятами дельталётчиками. Их по-прежнему серьёзно интересуют все аспекты связанные с регистрацией. Объясняем что знаем. Ребята показывают нам дельталёт, который строил самодельщик более 10 лет. И даже подлётывал на нём. В общем, сейчас из этого дельталёта делают обелиск первопроходцам сверхлёгкой авиации. Это здорово, что будет такой на земле.
Через полтора часа взлетаем. В воздухе чуть тише. Ветер ещё больше ослаб. Лететь договорились до полосы Узловая, где Данила с Андреем уже садились, когда летали летом в Тульскую область. Вариант тянуть до Недельного уже потемну и садиться на подсвеченную полосу Данила отверг сразу.
А лететь нам ещё долго, так как ветер упорно нас оттормаживает и прогноз на появление южной составляющей пока не оправдывается. Вдруг замечаю истребитель справа, чуть выше нас и выдаю в эфир: «Всем вниз, вниз, вниз, борт на нашей высоте». Моментально падаем до земли и идём дальше по ёлкам. Истребитель разворачивается не долетая до нас, не выходя за отведённую ему для полётов зону. Ну вот, а ребята в Усмани сказали, что по их информации Липецкий центр сегодня не летает. Летает, летает.
Это, в общем-то, и по прослушке эфира понятно. И проходил разворот он собственно там, где ему и положено – восточнее аэродрома Усмань. Нас предупреждали, что граница их полётов проходит именно там. Правильно, что мы изменили маршрут в этом году и не полетели в будни через Красное, а обходим Елец с запада.
Опять пролетаем Задонск с красивым храмом, огибаем запретную зону, Елец. Наконец эфир смолкает и можно уже подняться немного выше. Впереди показалась бетонка Ефремова и в этот раз не смог отказать себе в удовольствии сделать заход и пройти в метре над полосой. Полоса конечно уже заросла по бокам берёзовым молодняком, но видно, что центр этой широченной полосы в прекрасном состоянии – даже травы нет и на такую полосу спокойно можно садиться. Пастух, решив, что я захожу на посадку, пытается отогнать мирно пасущихся на краю полосы бурёнок. Коровы наконец шарахаются в сторону, и под их удивлёнными взглядами я проношусь мимо. Отвыкли они видать уже от авиации.
Заход солнца неумолимо приближается. Данила, летящий без связи подлетает поближе и машет мне рукой, изображая заход на раскинувшееся под нами поле. Не понимаю его, делаю боевой разворот и проход над этим полем. Для посадки непригодно, летим дальше. Тут Аэрос подсаживается на сомнительное поле с красной растительностью. Оказывается Данила просто подсел, чтобы поговорить и сказать, что по его мнению пора искать стоянку. Взлетаем. Мы с Андрюхой полны решимости дотянуть до Узловой, где мужчины уже были, и мы изначально договаривались заночевать. Но наша скорость всё ещё меньше расчетной и южной составляющей у ветра по-прежнему нет.
Да и заходить потемну на слабознакомую им, как я потом выяснил, площадку вряд ли разумно. Данила позже объяснил, что в Узловой может быть не лучше чем на поле да и в надвигающихся потёмках можно и не найти эту полосу, где они были то один раз. Правда, сумерки в Тульской области уже несравнимо длиннее южных. В общем, искать стоянку было правильным решением.
Учитывая то, что с запада подходит мощный циклон перед которым нам нужно прошмыгнуть, ночевать сегодня нам конечно лучше бы не на поле, с которого можно и не взлететь если оно раскиснет под дождём.. Взлёта в Миллерово нам в этом году хватило. А с запада уже тянет облака надвигающегося циклона, перед которым нам обязательно нужно проскочить.
Но делать нечего, всё же находим большое поле, садимся, паркуем аппараты у лесополосы. Разбиваем лагерь, устраиваем ужин, не экономя припасы и воду. Приходит СМС-ка от Саши Ламеко – Что это мы делаем рядом с Ялтой? Какой Ялтой? Вроде в Геленджике были, а в Крым вроде как и не собирались. Звоню Саше. Оказывается, он тоже посматривает в интернет на наш трек, который транслируется туда со Спот-тракера. Как и наши близкие, которые всегда в реальном времени знают, где мы летим. Оказывается Ялта это название населённого пункта в тульской области, неподалёку от места нашей ночевки. Посмеялись.
Всю ночь было слышно, как где-то неподалёку урчит мотором что-то тяжелое. То ли трактор, то ли поезд. Наутро поднявшись в воздух выяснили, что неподалёку проходит железная дорога и это действительно был поезд. Но ночью снился трактор. Я проснулся как обычно до рассвета но на сей раз от кошмарного сна, что на поле вышел трактор, перепахивает поле и нам негде взлетать. Хорошо, что только сон. Уф, приснится же такое!
Оперативно собрались, взлетели. Цель Недельное – конечный пункт маршрута. Курс напрямки. Так мы и запретки сбоку оставляем и Тульские пригороды. Ветер по-прежнему боковик, достаточно низкая облачность, сдвиг ветра достигает 90 градусов, и лететь лучше низко над землёй. Тогда ветер даже немного помогает.
Цепляем краешком небольшой дождик, который совершенно не успевает нас промочить. Зато, наконец, помыл визир на шлеме. Пытаюсь сфотографировать радугу, но освещения не хватает и она какая-то блёклая.
Внизу уже сплошные леса и мы выбираем поляны и высоту, которой хватило бы, чтобы дотянуть в случае чего. Перемахиваем Оку. Наконец и эфир просыпается. Слышу вертушку, которая далеко от нас идёт куда-то на Северку по МВЛ. На душе становится тепло – в эфире почти родные названия Крокус, Северка, Быково…
Наконец Андрей на правах хозяина первый заходит на бетон Недельного. Всё, маршрут окончен. Все благополучно долетели до точки старта.
Домой
Обмениваемся СМС-ками и звонками с друзьями и близкими. Чай на скорую руку, доливка наших с Данилой аппаратов ненужным уже бензином из Андрюхиного аппарата, фотография на память на перроне. Получилось, что вылетели из Новотитаровской в понедельник в час дня, а в Недельном сели в среду тоже в час дня. Получается двое суток, как не крути.
И снова в небо. Мне до дома ещё почти триста километров, но это же ведь уже рядом. До Рузы летим вместе с Данилой, дальше я хочу подсесть в Парусе, а он будет садиться уже у себя дома, в Ватулино. Наконец то, хоть в самом конце, но ветер начинает нам серьёзно помогать, поддувая с юга. Значит, циклон от нас сейчас на западе, и мы успели-таки проскочить перед ним. Малоярославец обходим с запада. Подальше от Обнинской запретки и работающего Ефремова. Под крылом до боли знакомый пейзаж среднерусской полосы.
Возле Рузы прощаемся с Данилой, который вчера наладил-таки кнопку передачи, в ней было дело, и связь у него ожила. Слушаю Ватулино, как Валера заводит Данилин дельт на посадку.
Наконец путевая скорость 120. Вот и Озернинское водохранилище и знакомая площадка. На полосе пасутся лошади. Но садиться мне сегодня с таким ветром со стороны высокого леса. Иначе со своим весом и попутным ветром могу не оттормозиться. Сгоняю лошадей с полосы в низком проходе, но как только закладываю разворот, лошади возвращаются назад на полосу к сочной травке. Встретить меня на полосу выходят Кареткин и Табакеев. Наконец ситуацию выправляет Евгений Дмитриевич Табакеев, который отгоняет копытных. На полосу заходил 3 раза, так как сильный ветер, дующий на высокий лес, создавал приличный динамик и буквально подбрасывал мой тяжелый аппарат вверх как пушинку на краю леса.
Приятное общение с друзьями под чаёк. Насчет погоды и дальнейшего полёта не волнуюсь – попутный ветер это здорово. А болтанка, ну а что болтанка?
Через час взлетаю и ловлю очень сильную болтанку по полной. Тут видимо место такое возле Озернинского водохранилища, заколдованное.
Но вот уже подгоняемый ветром пролетаю коттеджи на берегу Истринского водохранилища. Наконец рассмотрел дворец имени Газпрома на берегу. Да, действительно прямо как дворцовый комплекс «Архангельское» Русского олигархического периода. Хотел отснять в деталях, но погода для съемки как-то не очень.
Оставляя в стороне Солнечногорск и военный аэродром в Клину, перелетаю Клинско-Дмитровскую гряду. Никогда не угадаешь, какая за ней погода, но по обе стороны от гряды она почти всегда разная. Вот и сейчас болтанка практически сошла на нет. Зато время от времени влетаю в дождики. Скорость доходит до 145. Вчера бы нам немного такого ветра.
Сканирую эфир по заданным частотам, но эфир безмолвствует. Как то очень быстро миную Дубну и по привычке сбрасываю высоту, проходя мимо глиссады Борков. Правда, когда Борки работают, я держу высоту не выше портового крана и в точности повторяю изгибы реки Дубна, чтобы никому не помешать. Вообще стараюсь здесь летать, только когда аэродром не работает. Не нужно никого напрягать.
Вот и родное Владышино. На поле ворошат сено трактора. Как то сразу захожу и сажусь даже на нужную полосу и в нужном направлении. А то в прошлом году, переклинило, всё не как не мог сообразить как же лучше – если против ветра, то дальше до дома рулить придётся, а если по ветру, то скорость что-то великовата. В общем у всех бывает. Главное, чтобы расклинило.
Встретить меня вышел Айрат, который почти закончил возводить собственный ангар и ему даже облетали самолёт, пока мы путешествовали. Он помогает закатить всё ещё тяжелый аппарат в «стойло».
Снимаю амуницию. Курю.
Жаль, конечно, что намеченной главной цели Эльбруса не достигли, но это пожалуй не главное. А что главное? Да наверное только то, что рядом с тобой крыло в крыло летят друзья, на которых ты просто можешь положиться. Главное, что есть на кого положиться. Хороший учебно-тренировочный полёт у нас всё же получился. В общем, спасибо, други, что вытащили, хотя я малость и упирался.
Ещё мужчины полетаем…!
Благодарности.
Огромное спасибо всем кто нам помогал! Дружной команде аэродрома Усмань. Спасибо краснодарцам за радушный приём. Спасибо хозяевам этого небесного приюта Тимиру Эдуардовичу и Эдуарду Тимировичу, Ирине Владимировне, Хельге Цеям. Андрею Шершнёву, Алексею и Олечке конечно же. Ласкового вам неба, ребята!
В заметке использованы фотографии Поиск06 и aes.
Часть I | заметки
Поехали...
Усмань. Поле ровное как стол
След наискосок. Газопровод или след от смерча?
Жирный пластилиновый бетон...
Уфф, влзетели...
Парапланеристы - отчаянные ребята...
Твердь бетона пока качается...
Ольга в образе - аккуратней с винтокрылым...
Ветер 12+м/сек...
Дай воды напиться, а то с работы достают...
ЛЭП в никуда...
На Аллаха надейся, а верблюда привязывай...
Бобров стабильно горит...
Узоры земли. Черно-золотое
Долетели...