Ну что мужчины, полетаем?
07-15 сентября 2010г.
Собратьям по небу,
улетевшим от нас навечно
в тяжелом 2010г посвящается
Часть I
Начало
- Ну что мужчина, полетаем?
Оптимизм в голосе Данилы напрочь отметал какую-либо возможность гипотетической попытки сказать «нет».
- Куда, когда?
- Хорошо бы к морю, на Юцу, а там и Эльбрус недалече… В Августе.
Вот значит, что задумал. Ну, так бы сразу и сказал. А то не налетался в Непале, панимаешь. Опять значит, в горы потянуло. А вот меня почему-то вечно тянет на север и на восток. Только мужчины что-то пока не горят желанием…
Краткий телефонный диалог, собственно, определил намеченный маршрут. Тем более что и ребята с Краснодара, дружной компанией приезжавшие на слёт в Грызлово, к себе приглашали.
Если честно, то лететь опять на юг в этом году как то не хотелось. Тем более, что в последнее время постоянно вылезали какие-то геморрои с матчастью, а застрять на маршруте совсем в мои планы не входило. Да ещё эти пожары и жара аномальная. А раз аномалия пошла, то нужно природе время, чтобы всё вошло в норму, успокоилось. Но Данила, он ведь и мёртвого уговорит.
Вылет назначили на начало августа. Но, к счастью (я даже не очень расстроился) мой друг неудачно посадил аппарат, который в результате прилег на бок, крылышко подорвалось и прочее по мелочи. Геморроя недели на две. Но лететь то по полному отсутствию видимости всё равно было бы неправильным.
Я позвонил мужчинам со словами, что выбываю, но посовещавшись, они таки решили сместить время вылета на месяц, на 3 сентября. Впрочем, возможно им просто лень самим в перелёте готовить, посему они исправно и регулярно нахваливают обычно мою стряпню, даже если она бывает сомнительно съедобна. Но это лишь гипотеза...
Дата вылета приближалась. Кто что берёт и закупает на путешествие, распланировали по Интернету. Наконец и аппарат восстановлен, только никак не облетаю его – нет погоды. Тут дети, которые как все дети – непредсказуемы, преподносят мне сюрприз в виде гриппа. Заболеваю. А ведь под день рождения даже зубы лечить вредно, а не то что болеть. Тем не менее, стараюсь действовать по плану и отбываю к себе во Владышино лечиться и собираться в дорогу попутно. Жаль, что Интернета только там нет – с прогнозом придётся мужчинам самостоятельно заморачиваться.
Вылетать на маршрут мы планировали с Андрюхиной базы из Недельного, что на севере Калужской области. Жалко, что у Лёвы Киносяна в этом году не складывается. Ему бы сейчас отвлечься совсем не повредило...
В суете время бежит быстро, вот уже и завтра вылетать. Хреново, я ещё никакой. И аппарат после поломки не облётан. И двигатель непонятно как будет себя вести после шаманства наших гуру. А за двигатель я всегда вероятно излишне переживаю, хотя он пока не подводил.
Наконец, увидев мало-мало погоду с облачностью метров 100, выкатываю аппарат, облётываю. Вроде как ничего. Впрочем, адекватность собственных суждений в таком состоянии внушает сомнения…
Мужчины посовещавшись, решили ещё сместить дату вылета. А дабы взбодрить разболевшегося кока ко мне в качестве группы поддержки во Владышино выдвинулся Данила. Заставил его по прилёту жрать лук, пить водку, пойти в баню. Но, как позже выяснилось, похоже, он от меня всё же подзаразился.
Ну, а у меня вроде в глазах уже почти не двоится и почти вменяем.
Вылетаем в понедельник в точку старта.
Андрюха к вечеру будет нас ждать у себя в Недельном. Обещал накормить пиццей и залить бензином. А заодно раздать продукты, которые он закупал, и которые нужно распихать по аппаратам.
Взлетаем в час дня в серость, но кое-где в облаках начинают появляться разрывы.. Циклон, висевший всю минувшую неделю, ещё не полностью ушел с севера, но на юге Московской области уже чисто. Внизу проплывают знакомые пейзажи, которые выучил уже, кажется, наизусть. Стороной обходим Клин, на 124.0 тихо. Вот уже и Истринское водохранилище. В МВЗ по понедельникам тоже тихо. Народ отдыхает от выходных.
Первая посадка у Игоря в Сафонихе. Низким проходом сгоняю с полосы мирно пасущихся на сочной травке взлётной полосы лошадок. Дозаправляемся. Хозяин гостеприимно угощает нас великолепным рассольником. Кажется, в жизни не ел такого вкусного. Похоже, здоровье определённо налаживается. Только не добавить бы на ветродуе.
Данилу по рации слышно отвратно. Дикие искажения делают связь почти бесполезной. Игорь приносит ещё одну рацию и помогает проверить, что действительно дурит рация у Даилы. Без связи плохо. Решаем залететь в Ватулино, взять для Данилы в запас ещё одну портативную рацию.
Ватулино закрыто, но даёт посадку. Впрочем, мы на 5 минут и опять колёса в воздухе. Облачка рассеиваются помаленьку, а завтра ещё и ветер с восточного на попутный северо-восток грозится поменяться.
Аккуратненько обошли зону Ермолино и точно по границе Малоярославца Обнинскую запретку. В Недельном садимся на пустой аэродром. Только смотритель-техник Женя. Больше ни души. Небо разъяснило, как и обещалось в прогнозе. Спокойный тихий вечер.
К вечеру подъезжает Андрей. Рассовываем вещи, поедаем пиццу, вносим коррективы в маршрут и отваливаемся спать в свежеотстроенном аэродромном офисе на диванах. Офис поражает неискушенное воображение шикарностью и гламурностью сияющего мрамором сортира. Ни на одном из аэродромов больше не найдёте такого.
На юг
Утро туманное. В воздухе тихо, +7. За ночь ветер как-то не очень то и довернул на попутный, так что идём с боковиком. Из приятного – у Данилы связь сама собой наладилась.
С другой стороны это плохо, так как обязательно опять отвалится и обязательно в самый неподходящий момент.
Летя на переднем триммере, чувствую не донастроил крылышко, довольно сильно тянет его влево. Впереди по линии пути у нас площадка Сергея Шереметьева, где попрошусь у ребят подсесть подрегулировать. А пока вишу в углу трапеции и созерцаю пейзажи. Руки от такого висения медленно но неуклонно устают.
Где-то на границе Тульской области лес вдруг кончается и начинаются бескрайние поля. Вот уже и знакомые по прошлому году шахты появились с отвалами породы по соседству. Сколько же человек всего из земли наковырять может, если захочет? И не сосчитать.
Подсаживаемся у Сергея. Услышав звук мотора, хозяин проснулся и вышел нас встречать.
- Мужчины, чаю?
- Спасибо Серёж, в другой раз.
Сентябрь. Световой день уже короток, а дорога дальняя. И что там ещё впереди?
Андрюха пытается прокрутить мне пилон негуманным способом. Не очень то выходит - сайлентблоки то я новые поставил. Они всё и гасят. Мудрю с латами, попутно выслушивая от мужчин, что две регулировки за раз это вредно. Я это и сам знаю, но время, время уходит. Попробую.
Взлёт. С крылом явно полегче стало, в болтанку уже можно лететь, а дальше ещё подстрою. Говорю в рацию – мужчины, всё ОК, взлетайте.
Опять курс 170. В воздухе висит какая-то лёгкая дымка, вероятно после дождей. Солнце поднялось уже высоко и начинает слепить глаза. Открывается панорама Тулы, окутанной дымами заводов. Андрюха по рации предупреждает, что наблюдает борт на 2 часа. Сбрасываем высоту,
вглядываемся и видим тушку Ил-76. Данила прослушав радиообмен подтверждает, что борт идёт с Рязани вероятно на выброску десантуры. С илом расходимся на удалении, но он подсвечен солнцем хорошо видно, какая же всё-таки махина этот Ил- 76 по сравнению с нашими дельтиками.
Как обычно в первый день маршрута задница с непривычки начинает неметь. Знаю, что завтра она привыкнет и окостенеет, но сегодняшний день просто нужно перетерпеть. Впрочем сидушку помягче для маршрутных полётов тоже не мешало бы поставить.
В прошлом году Лев на такой же как у меня летал, так что есть надежда что испытав так сказать личным предметом в Форсаж для перелётов будут внесены кое-какие изменения.
Выходим на трассу «Дон», собственно вдоль которой нам и предстоит всё время лететь. Её активно реконструируют и попадаются полностью готовые, но пока закрытые участки. Прям этакий аэродром в несколько десятков километров абсолютно пустой.
Но думать нужно о другом - сегодня вторник, сегодня будний день. Поэтому решили обходить липецкую пилотажную зону где тренируются МИГ-и с запада, чтобы не помешать нашим войскам. Да и нам так намного спокойнее.
Впереди открывается Ефремов и длиннющий, заброшенный военный аэродром. Ну очень богатая у нас вероятно страна, чтобы запросто взять и забросить такое хозяйство.
Хоть бы передали кому в общеполезное дело, только чтобы покрытие сохранить и быльём бы всё не заросло. Фотографирую остатки былой роскоши. Нужно бы на обратной дороге снизиться и отснять покрытие и состояние полосы.
Утренняя прохлада сменяется жарой. Тем более, что начинает термичить и приходится всё активнее «махать веслом», а я одет как матрёшка. Засёк неизвестную АХР-ку, почти целую сохранил координаты в GPS - вдруг пригодится.
Огибаем пустующий грунтовый аэродром второго МГАК, угол запретки под Ельцом и поворачиваем восточнее, на Усмань. После поворота боковик меняется на встречно-боковой и путевая скорость падает ниже 90 при воздушной 100. Ветер и не собирается нам помогать, да ещё, похоже, и крепчает.
Первый раз перелетаем реку Дон в районе Задонска. Там очень красивый храм на горе, но далековато для моего объектива. А внизу проплывают сплошные серые и антрацитовые поля. Серые – это остатки кукурузы и подсолнечника и садиться на них как-то не очень хочется. А антрацитовые это свежепаханный чернозём. Да сентябрь это не август, когда полно убраных злаковых полей и о посадках можно просто не задумываться. И такая картина теперь будет до самого юга. И чем дальше на юг, тем больше земли будет перепахано. А поле, пригодное для посадки в начале сентября уже поискать нужно.
Тут ведь народ землёй живёт. Тут земля кормит потому о ней и заботятся, обрабатывают. Перед самой Усманью встречается даже несколько круглых орошаемых полей, где оросительную установку передвигают вокруг центра поля. Среди привычных кватдратов и прямоугольников смотрится несколько непривычно.
В Усмани выстрижено несколько полос под разный ветер – выбирай, не хочу. Но видать с непривычки в голове у меня что-то переклинивает и я выбираю себе полосу под боковик. О том, что не убрал триммер на заднюю центровку перед посадкой, хочется, конечно, умолчать, но чего уж там. Тем более, что это единственный раз в моей практике. Однако сел при 8м/сек очень гладенько, разве что бежал
долго. Андрюха меня потом за переднюю центровку малость тюкал, будто и сам не забывал про триммер. А Данила тюкал за боковик.
Впрочем, они правы. Такие вещи – критерий неадекватности и нужно тщательнее себя контролировать. Особенно на маршруте, когда до дома два локтя по карте. А то в прошлом году фотографировались на фоне надвигающейся грозы вместо того, чтобы снимать крылья. А потом расхлёбывали последствия. В общем, коррективы в самоконтроль я вероятно всё же внёс, так как подобного не повторялось. Маршрутный полёт, когда долго машешь ручкой неизменно усыпляет бдительность и полезно об этом не забывать. Особенно в первый день.
Усмань очень приятный аэродром и своими замечательными полосами и людьми, которые всегда помогут, чем смогут. Несмотря на то, что Данила поздно отзвонился РП Андрею, что мы собираемся подлететь, 120л бензина уже ждали нас в канистрах. Я сварил по быстрому макарон и только тут обнаружил, что Андрюха конечно всё честно закупил по выданному списку. Только в списке не было написано, что тушенка должна быть говяжья, а не свиная. Да, вот это попадалово!
На ней ничего толком не приготовить – желатиновое желе одно. А я лучку взял, морковки… Естественно любой походник знает, что тушенка должна быть говяжьей и даже в голову не пришло написать, что таковую и нужно закупать. Малость и я поглумился над ним по этому поводу.
Дельталётная жизнь в Усмани тоже есть. Егерь того самого заповедника, накрытого запреткой и по совместительству наш небесный собрат дельталётчик, долго интересовался, что у нас с регистрацией аппаратов и как её сделать. Дали ему телефон Никитина.
Так же он нам рассказал, что каждый день у них пожары в этом году начинались после обеда, когда температура переваливала за 50. Видимо работают бутылки-линзы и абсолютная сушь. Много леса повыгорело даже в заповеднике.
Поев и перекурив на скорую руку, мы заправились и вылетели. Успел на земле ещё чуть подстроить крыло. Теперь вообще должно лететь ровненько. Хорошо бы нам дотянуть сегодня до Богучар или дальше. А вдруг получится? На попутный ветер рассчитывать правда не приходится, так что придётся работать задницей. Да и осень уже, темнеет рано.
Задницей мы и работали. Пожалуй, ещё ручкой трапецией временами как веслом. Растермичило уже по полной программе, да и ветер всё крепчает и никак к северу не довернёт. Не хочет нам сегодня помогать.
Впрочем, 400 с гаком вёрст уже позади и внизу наконец появились пирамидальные тополя. Не знаю для кого как, а у меня юг начинается с таких тополей. Глядишь, может и потеплеет, наконец, а то всё летим а за бортом всё никак не выше +15.
Город Бобров был заметен издали. Дым рядом с ним поднимаясь ввысь рождал облако, которое стояло в одном, отведённом ему ветром месте. Пожары там ещё в самом разгаре. И хотя шлейф от пожара мы пролетали на значительном расстоянии, но сверху всё равно сыпались какие-то щепки, палки. Андрюха уклонившись от очередного артефакта даже выдал по рации: "Ну нифига себе тут что-то большое в воздухе летает." Если в визир шлема угодит ветка на такой скорости, то может и пробить. Но даже, если и не пробьет, будет как минимум неприятно...
Местность внизу становится всё более холмистой. Появились первые меловые выходы, предвестники приближающихся Богучар, где нам нужно обязательно подсесть и дозаправиться.
По дороге нам встречаются два интересных явления – черный луч и след наискосок. Черный луч это не что иное как тень от инверсионного следа самолёта в лучах солнца, которое клонится к закату в дымной атмосфере. Инверсионный след мы все не раз наблюдали, но чтобы так явно и отчетливо была видна в воздухе его тень, вижу впервые.
След наискосок – это так и не понял что такое. Достаточно широкая полоса наискосок пересекающая поля, лесополосы и уходящая куда-то за горизонт. Там где полоса пересекает лесополосы деревья просто отсутствуют. То ли смерч прошел набедокурил, то ли газопровод внизу закопан. Ведь бывают и такие смерчи, что из космоса их следы на Гугловских картах рассмотреть можно.
Перед пересечением Дона близ посёлка Верхний Мамон Данила, выдал в эфир, что по его ощущениям болтанка вроде начинает стихать. Вероятно, всё же нелегко физически ему на Aeros Profy лететь. Это крыло несколько «потупее» Атома будет, а ведь даже нас с Андрюхой на Атомах полоскает - мама не горюй. В общем лучше бы он ничего в эфир не выдавал, так как полоскать через пару минут начало опять, да так, что сильнее пожалуй уже некуда.
Снижаюсь по глиссаде к асфальту забытого людьми за ненадобностью аэродрома Богучар. Показалось, что по сравнению с прошлым годом выщерблин на полосе немного, но всё же прибавилось. По крайней мере битого стекла точно не убавилось. Дует сильный боковик. Перед асфальтом сдвиг такой, что я даже по рации мужчин счел нужным предупредить. Правда, несмотря на сдвиг в два касания вроде сел неплохо.
При первом лёгком касании сначала слегка выровнял телегу по полосе, а только потом уже окончательно поставил колёса. При боковике на посадке нужно скорость не терять, а главное крылышко ветру ни при каких обстоятельствах не раскрыть - иначе будут неприятности.
Тоже впечатлённый посадкой Андрюха вылез из аппарата и сказал, что кажется, свернул на своей Морковке вертикальный пилон когда крыло разошлось курсом с телегой при касании и довороте. И сразу начал инспектировать аппарат. Но осмотр показал, что всё обошлось. Данила не комментировал, хотя мы наблюдали, как его не меньше нашего корячило на посадке.
Заправились мы быстро, хотя на этот раз на саму бензозаправку на дельтиках не заезжали, а просто ходили с канистрами. Подкрепились сникерсами и энерготоником. Решили лететь вперёд, пока до захода солнца не останется один час. Нужно ведь ещё и лагерь поставить, еды сварганить. На юге темнеет быстро, а мы уже считай почти на юге.
За Богучаром начинается местность не очень приветливая, овражистая. Мало полей. Трава с какой-то колючей растительностью. Впрочем, мы летели вдоль границы запретки военного полигона, может поэтому и мало полей. Солнце неуклонно клонилось к горизонту существенно быстрее чем хотелось бы.. Пока мы заправлялись в Богучаре, термичка подстихла и дальше явственно продолжала стихать. Чего совсем нельзя сказать о ветре, который заметно крепчал.. Ведь на горизонте с запада всё явственнее вырастала черная стена циклона, который к ночи по прогнозу должен нас накрыть.
Не успеваем явно мы уйти от этого циклоно южнее Ростова сегодня. Светового времени бы нам ешё часа четыре... Но сентябрь... Ветер по направлению пока восточный, значит всё же основная масса циклона вероятно пройдёт южнее нас. Но именно туда пока мы и летим.
В эфире на частоте зоны тишина. Данила за всё время, пока шли из Воронежской области, насчитал переговоры только с двумя гражданскими бортами. А военные весьма интенсивно работают и скорее всего это Миллерово, значит нужно быть особо внимательным.
До Миллерово дошли на сверхмалой высоте и очень хотелось сразу проскочить эту зону, поскольку Данила заметил работающие МИГи, но световое время уже точно кончилось. Пора садиться. Мы и так себе меньше запланированного часа оставили на организацию лагеря.
Нашли большое поле с высокими кустистыми лесополосами. На посадке вырвалось «Нифига себе», вот это корячит в сдвиге ветра. Хорошо, что привык прошивать до экрана, а то точно в таком сдвиге плюхнешься от потери скорости. Опять предупредил по рации мужчин о сдвиге. Они хоть и были готовы, но опять впечатлились. Впрочем, понятно откуда такой сдвиг - на небе облака разных уровней неслись навстречу друг другу с весьма приличной скоростью.
Зарулили в угол поля, где сходятся две лесополосы и зачалили аппараты в кустах. Впрочем, при зачаливании возникли непредвиденные сложности, т.к. штопора этот пересохший чернозём не штопорили.
Это вообще была уже не земля, а камень, настолько она высохла. Андрюха даже сломал себе один штопор и весь остаток нашего путешествия навязчивая мысль, где бы его опять подварить, отравляла ему жизнь.
Наконец-то воздух тёплый, Юг. Прибор утверждал, что на улице +21 и ему верилось, поскольку возникло непреодолимое желание раздеться до маечки, скинув с себя надоевший комбез и поддёвки. Да ещё за лесополосой тишина, спокойствие, сумерки. Только миллеровские истребители, открутив пилотаж, с рёвом заходили неподалёку по глиссаде на посадку. Впрочем, мы от аэродрома на достаточном удалении в низине, да и прошли в их зону по макушкам деревьев, чтобы никому не мешать.
Поставили палатки, выпили по рюмочке за первый день. А действительно хорошо отмахали сегодня, 800 с лишним вёрст от точки вылета.
Жаль время световое кончилось, а то надо бы ещё пару сотен южнее Ростова и тогда, глядишь, удрали бы от циклона, который по прогнозу сегодня нас накроет и заставит ждать погоды. Но всё равно настроение приподнятое.
Попытался приготовить вкусную еду с обжарочкой. В результате весь изматерился на тушенку, а макароны мы ели с каким то несьедобным подгоревшим «нечто». Бухтел я на тушенку так, что похоже даже Андрюха вроде как поднапрягся. Извини Андрюха, я для порядку с досады что хреново вышло, а не со зла совсем… . Впрочем, сожрали с голодухи и такую стряпню. Однако понимаю, что коку особенно удался в тот вечер хлеб с колбасой.
Быстро темнело, а чернота, которая висела раньше на западе, а теперь уже и над нами, ещё больше ускоряла этот процесс. Под чаёк и разговоры приняли ещё маленько. Земля, которая покачивалась сразу, как из аппаратов вылезли, вроде стабилизировалась и больше не качалась. Поднятие рюмашки нормализовало процесс мироощущения. Только вот Данила, кажется, заболевает. Подзаразил значит я его всё-таки. А сам то, вроде уже почти здоров. Впрочем, леченый грипп проходит за 7 дней, а не леченый за неделю.
Позвонили своим, уточнили прогноз. Дааа, сидеть нам на этом поле куковать - до завтрашнего вечера прогнозируют дождь. Тут вероятно нужно несколько слов всё же сказать про погоду в здешних местах.
Раздел погоды на север и юг как раз проходит где-то в районе Миллерово. Может чуть-чуть южнее и ближе к Ростову. То, что севернее – собственно это климат средней полосы. А то, что южнее определяется влиянием Черного и Азовского морей. В нашем случае как раз на север откуда мы улетели пришел антициклон с прекрасной погодой, а с юго-запада подкрался циклон. Вот в аэродинамической трубе на их стыке мы и находились.
Обещанный дождь начался как по расписанию, к ночи. Слегка закапало, потом сильнее и сильнее. Залезши в спальник, моментально выключился как убитый. Хотя ночью спал чутко – мы специально палатки под крылом ставим, чтобы услышать, если ветер переменится.
Утром, высунул нос из спальника, и немедленно захотелось засунуть его обратно. Равномерная барабанная дробь капель по крылу, промозглось, вой ветра в лесополосе. Однако настал критический момент и уж поскольку встал до ветру, то вскипятил и чаёк. Вскоре зашевелились и мужчины. Окончательно стало понятно, что прогноз не врёт. Даже если нам очень хочется придётся сегодня коротать день на этом поле. День дождливый, промозглый. Температура меньше десяти, не то, что в Тверской области, где сейчас солнечно и тепло. В общем, Юг был на Севере а Север на Юге.
Позавтракали, полечили Данилу. Что-то он как-то хреново выглядит. Напичкали его лекарствами и он опять пошел спать. Я валяться в палатке больше уже не мог и решил прогуляться по окрестностям. Поле мы специально подбирали подальше от населённых пунктов, чтобы не "светиться", так что вокруг ни души.
Вышел на наветренную сторону лесополосы – дует и льёт неимоверно. В какой-то момент у меня сложило предусмотрительно захваченный с собой зонтик. Нет, не вывернуло, а именно аккуратно сложило спицы. Затем под действием пружины он обратно раскрылся. Держать его приходилось ручкой параллельно земле. М-да, похоже, под 20м/сек дует.
Налазившись по кустам и промокнув окончательно, набрёл на заброшенную бахчу. Почему заброшенную? Да потому, что арбузы размером вдвое меньше футбольного мяча вряд ли кто-нибудь купит. Некондиция. Да и по спелости они оказалось уже перезрели. В общем, порадовал мужиков вопросом: «Кто хочет лесных ягод?» Даже Данила нос из палатки высунул и отведал.
Болея между делом, он мужественно пытался загрузить через GPRS wunderground.com, чтобы составить прогноз. А карты погоды большие по обьему, так что через хиленький канал не очень то получалось загрузить. С другой стороны времени было навалом, так как делать было всё равно нечего,. только ждать.
Воду для помывки посуды и умывания собирали с крыла. Как-то по 5л на аппарат, которые мы с собой тащили, это совсем немного. Да я ещё зачем-то в Усмани на нашей, родниковой воде обед готовил, вместо того, чтобы воспользоваться местной.
В 18:00 обещали выключить дождь. И действительно ведь выключили. Глядишь, теперь ветерком продует, подсушит поле. А то я сегодня по нему прошёл - моментально налипает на ботинки. И хрен чем отдерёшь этот чернозём. На завтра вроде как обещана переменная облачность и без дождя. Значит, летим. Воодушевлённый отсутствием влаги капающей на лысину я сварганил на бульонных кубиках то, что можно было гарантированно есть. Экзерсисы с обжарками оставив "на потом". Да ещё и бульончику по кружке приняли, и жизнь заметно наладилась, невзирая на холодину и ветрюльник. Термометр в Андрюхиной рации к этому моменту показал всего +7.
Снова носом в спальник. Он зараза уже отсырел. Ничего, просохнет.
И тут опять включили дождь. На всю ночь. И ветерок чуть довернул так, что крыло начало покачиваться и пару раз ночью даже вылезал проверить - не улетит ли.
Утро. Дождь. Всё ещё дождь, но есть надежда… Вот и Миллерово подняло разведчика погоды, который покрутившись немного ушел обратно к себе на точку. Больше никто не взлетел – значит всё же «не та» погода. Но явно видно положительную динамику. Даниле вроде получше стало после антигриппина, лука, лимона, перцовки. Начинаем неспешно собираться и всё явственнее видно, что небо разъяснивается. Ветер тоже утихает и по силе уже как был позавчера. Только по-прежнему капает и холодно.
Пока упаковали аппараты, над нами уже проступило голубое небо, но ведь по-прежнему капает. Откуда же ты капаешь? Непонятно ещё взлетим ли мы с этого поля. Налипает мгновенно и в глубину сантиметров на 5-10 этот чернозёмный камень за истекшие сутки и ещё одну ночь хорошенько размочило. Видно вдалеке, что стоит только солнцу осветить промокшую землю, как моментально над ней образуется мощная кучевка.
Как-то нужно взлетать. Данила прыгает в аппарат и отъехав метров 50 глушится, вылезает и задумчиво ходит вокруг дельталёта. Следующим выезжает Андрей. Я четко вижу, как он едет, едет, а потом вдруг начинает пахать землю остановившимися, заклинившими в обтекателях колёсами. Ну, у моего то Форсажа колёса-то пошире будут. Ха ха. Их ширины хватает только, чтобы проехать на 5 метров дальше прилипшей к полю «морковки» Андрея. Впрочем, дальше всех уехал Аэрос Данилы, который существенно легче наших автомонстров.
Делать нечего. Нужно либо снимать обтекатели, либо ждать пока высохнут поля в этой Миллеровской зоне. Но ждать – тут неизвестно чего ещё дождёшься, а южнее Ростова точно погода более правильная.
Снимаем колёсные обтекатели. На «Форсаже» это геморойно и только втроём наклонив аппарат, удаётся снять лапти. Зато в «Форсаже» их запросто можно бросить рядом с коленями в обтекатель, а мужчины что-то мудрят, привязывая и увязывая свои длинные с перьями обтекателям к пилонам. Ничего, увязали. Даже симпатично получилось. Только притормаживать всё же будут.
Взлёт феерический. Первый Данила – кукурузные стебли вперемешку с цементом чернозема свистят вокруг аппарата, колошматят об винт.. Но взлетел. Теперь я. А ведь на переднем колесе тоже стоит обтекатель и там тоже налипло и тормозит не хуже тормоза. Даю полный газ, ручку сразу выпихиваю в пилон - только бы разгрузить переднее колесо.. Нехотя растёт скорость вокруг и даже по ходу движения аппарата проносятся комья. Некоторые размером с кулак. Крайняя мысль – хорошо, что в шлеме, а то бы по башке получил. Наконец вот он долгожданный отрыв. Яхуууу, лечу! Сразу окунаюсь в сдвиг ветра и ветровую болтань.
Андрюха взлетает таким же макаром как мы и отсигналивает по рации, что получилось. А по-другому просто и не могло быть!
Ложимся на курс. Опять ползём над макушками деревьев, скорее, прочь из Миллеровской зоны. Термичит, болтает, ветер десятка с хвостиком, но это несущественно. -Главное летим и летим к цели. При хорошем раскладе, если ветер довернёт, то пройдём мы эти 500 верст сегодня. Хотя конечно вылетели явно поздно.
В районе населённого пункта Белая Калитва наблюдаем старт парапланеристов, которые выпаривают на крутом склоне реки в динамике. И не страшно же им? Ведь в случае чего купанье обеспечено. Их лиц нам не разглядеть, но кажется, они с удивлением наблюдают за нашим воздушным караваном.
Через какое-то время из мглы проявляется город Шахты, который обходим с востока. Какая-то неуютная местность с пустынной колючей растительностью внизу. Полей нет почти совсем. Здесь люди живут недрами земли. По линии нашего пути есть неплохой склончик длинной в несколько десятков километров, и я становлюсь точно над ним. Ветер сильный и дует точно на склон. Вау, вот он и мой динамик. И точно не хуже чем у парапланеристов.
Ручку в пупок, газ малый, обороты 3600 и поехали. Кажется, только мужчин малость поднапряг, когда припустил так, что в ушах свистело. Но очень уж не хотелось отпускать этот динамик, когда тащит вперёд и скорость под 120. А что, пожалуй, должны долететь сегодня при таких раскладах.
Новочеркасскую ГРЕС обходим с востока и в третий раз пересекаем Дон. На реке буруны. Сколько интересно сейчас ветер 10-12? Дальше маршрут у нас над бескрайними полями Краснодарского края в обход зон военных аэродромов. Ветер уже реально нам помогает и скорость временами доходит до 140. Правда, турбулентность тоже нехилая, да ещё нам высоко сейчас никак нельзя. Нам Зерноград обходить, Кущевскую, Кореновск и на первом военном канале слышна значительная активность.
Внизу раскинулись бескрайние поля Краснодарского края. Благодатная земля. Только изредка встречаются небольшие речушки как правило запруженные. Каждый клочек земли аккуратно возделан и аккуратно обработан.
Время от времени среди аккуратно обработанных полей попадались круглые поросшие травой пятачки земли и я сначала никак не мог понять что это такое, пока мы не пролетели над одним из них. Оказалось, что это кладбища, просто старые кладбища. Не могу понять почему они именно так устроены - круглые, да ещё посреди полей. Может остались ещё с времён, когда не только крупные хозяйства образовались на этой земле, но ещё были и небольшие хутора? Может это отголоски минувших эпох и перенести захоронения на новое место рука не поднялась?
Низенько низенько аккуратно обходим войска, вращая головой на 360градусов. Войска работают и летают. Неужели что-то стало меняться в лучшую сторону и хотя бы армию чуть-чуть обеспечили горючкой и запчастями? А может в южный район кто-то из властьпридержащих направляется, вызывая всеобщее обострение взрыв мозга и желание устроить показуху. Как бы то ни было, можно сказать, что войска работают и на страже.
Подсаживаемся на поле, чтобы дозаправить Данилу. У меня ещё половина осталась в баках, уж не знаю благодаря пойманному динамику или ещё как. Впрочем, нас и по дороге без всяких склонов пару раз пыталось поднимать, и несло весьма существенно.
Время от времени GPS фиксировал 120, 130, 140, 148! Но поскольку вверх нам нельзя, то просто неслись в подобных термиках вперёд на зажатой ручке километров по 10-15.
Посадка получилась не сложная, и сдвиг сегодня был, вроде как, умеренный. Показалось или пообвыкся?
Пользуясь передышкой, Андрей с Данилой ставят на место обтекатели. Я позже поставлю – слишком много винтиков. Зажевываем передышку питательными сникерсами (изобретением террористов) и парой бутербродов. Запиваем остатками воды. Только вот Андрюха окончательно взлелеял нелюбовь к сникерсам которые мы жуём на дозаправках, в связи с чем ему были обещаны Баунти – райское наслаждение.
Я отзваниваю Эдику, чтобы ждал нас через два с половиной часа. Спрашиваю: «Как сориентирована полоса?» «Не волнуйся, восток-запад» - отвечает Эдик. Не стал напрягать его информацией, что точно поперёк ветра, но мужчинам сообщил, что посадка будет как в Богучаре.
Где то неподалёку слышим вертолёт. Может это за нами? Бог его знает. Вертолёта за лесополосой не видно и он проходит мимо. Почему то крепнет уверенность – раз уж с миллеровского поля сегодня утром взлетели, то уж теперь всё у нас будет точно хорошо!
Пытаюсь ботинком сковырять чернозём с колёс, который так и не отвалился при посадке. Какое там, цемент! Нужно бы по асфальту покататься, может и поможет.
Взлетаем.
Кореновск позывной «Атаман» работает и сообщает подходящему со стороны Краснодара борту условия подхода. Оценка по силе ветра подтверждается – ветер 8, порывы 12 и он дует нам точно в хвост. Поля под нами уже не проплывают, а просто несутся скрываясь под обтекателем аппарата. Время от времени мелькают АХР-овские площадки, на которых какая-либо активность по осени отсутствует.
Вообще вероятно в Краснодарском крае нельзя провести прямой линии, чтобы она не пересекла какую-нибудь АХР-ку. Благодатный край - летай не хочу. Стало плохо – сядь на поле прямо под собой и укрой аппарат за лесополосу. Это не Тверская область с её болотами. Только непонятно как тут будет с классом G воздушного пространства при таком обилии войсковой активности. При желании конечно нет проблем разрулить грамотно, но это ж при желании… А пока летим по-пластунски по деревьям…
Через какое-то время ыдаю в эфир: «До цели осталось 10км.» Через несколько минут уже видно полосу в Новотитаровской. Аккуратненькая такая с разметочкой. Всё кулюторно и ухожено.
Заходим. На посадке сильный боковик, да ещё и посадка на прогретый бетон. Пожалуй, у всех не самая красивая посадка в плане размахивания веслом на глиссаде, зато у всех относительно мягкая. И наконец приятное шуршание колёс по асфальту.
Направляемся к самому красивому ангару. Ну, это мы малость погорячились – там естественно гнездятся еврокоптеры и робинсоны, а для нас несколько проще убежище и крылья придётся снимать. Но это не важно, главное ангар, где можно угнездиться… Эдик предупредил охранника, что мы прилетим и подошедший охранник любезно проводил нас к нужному строению.
Наконец вылезаем из аппаратов на твердь бетона. Но не такая она уж и твердь, поскольку немного всё же покачивается - как обычно после долгого полёта. Звоним ребятам – мы у вас уже, тута, в Новотитаровской. Оказалось почти на час раньше оговоренного прилетели. Во, всегда бы так – ветер попутный. Эх мечты, мечты…
ЧастьII | заметки
Поехали...
Усмань. Поле ровное как стол
След наискосок. Газопровод или след от смерча?
Жирный пластилиновый бетон...
Уфф, влзетели...
Парапланеристы - отчаянные ребята...
Твердь бетона пока качается...
Ольга в образе - аккуратней с винтокрылым...
Ветер 12+м/сек...
Дай воды напиться, а то с работы достают...
ЛЭП в никуда...
На Аллаха надейся, а верблюда привязывай...
Бобров стабильно горит...
Узоры земли. Черно-золотое
Долетели...