Инаугурация
03-07 мая 2008г.
Часть II
В гостях у Питера
Проснулись поздно.
Я спал как в шоколаде – спальник взял рассчитанный на мороз до -15. Андрей в своём подмерз и первым делом дня изрёк фразу, смысл которой можно было бы свести к: «Нахрен к югу надо было лететь, Саня!»
Д. давал неутешительный прогноз – подошел мощный циклон со Скандинавии. Небо и в самом деле, то затягивали тучи, то сильные порывы северо-западного ветра с Балтики их разгоняли. Вовремя, значит, успели долететь. Вот бы нам ещё назад по ветру сложилось…
Ведь хуже нет, чем на дельтике прибиваться против ветра. А как представишь, что это может быть участок в районе Малой Вишеры и понятно, что Андрею бензина может элементарно не хватить дотянуть до заправки.
Позавтракав, мы отправились в город. Довольно долго тряслись на автобусе по разбитым Питерским дорогам. Всё же у нас в Москве и подмосковье относительный порядок в этой области. Раньше думал иначе, но всё познаётся в сравнении.
Прыгнули в метро где, оказывается, ещё используют металлические жетоны и вышли из него на ближайшей к магазину автозапчастей станции. Дальше, чтобы не плутать, ангажировали скучающего таксиста, который помог нам найти дилерский сервис Rotax, поскольку адрес оказался не совсем точным. Цена такси показалась нам весьма умеренной, и когда таксист предложил подождать, мы с удовольствием согласились.
Представитель дилера долго рылся в каталогах, потом визуально нашел на картинке похожую катушку, но как утверждалось она совсем от другого мотора. Спросили наличие – только под заказ. Ну что же - здесь не свезло.
Моментально созрел другой план. Сговорились с таксистом заехать на авторынок, а потом, конечно же, на Дворцовую площадь. Андрей мне про дворцовую ещё по дороге в Питер намекал. Зарулив на рынок, купили новые провода и ещё одну катушку от Оки - на всякий случай. Расспросы торговцев на рынке - где в Питере продаются запчасти для снегоходов, положительных результатов не дали. Придётся лететь на том, что добыли.
Хотя оговоренная цена удлинённого маршрута по московским меркам была невысока таксист, похоже, был клиентами доволен и устроил нам настоящую экскурсию. Приятно, когда неожиданно встречаешь такую нежную любовь к городу у обычного таксиста.
С прошлого посещения города на Неве, мне показалось, что город явно принарядился - подкрасился и похорошел. Растяжек с рекламой над дорогами в центре Питера, нет, и теперь город в полной мере радует глаз своей великолепной архитектурой. А в перестроечную эпоху была совсем разруха - всё серое, отваливается и разваливается.
Посетив набережную Невы и Дворцовую, сфотографировавшись на фоне Петропавловки и Адмиралтейского столпа мы приближались по Невскому к выдуманной нами для путешествия цели – пивопотреблению.
Поскольку есть тоже хотелось, то зарулили в Ёлки-Палки, заказали еды и с удовольствием попили холодненького пивка из бокальчиков. От души. Спасибо Питеру. Я знал, что на Невском самое вкусное пиво дают! Хотя взяли всё же не Невское, а Эфес.
Андрей тут бросил какую-то странную фразу – а не съездить ли мне на работу, а как погода наладится, назад в Питер вернуться? Вероятно, очень его обратная дорога с таким мотором не вдохновляла.
??? !!! Это какая-то неправильная мысль. Всё будет хорошо. Я знаю. И что мне тут одному куковать?
Нагулявшись по северной столице, затарившись едой на обратную дорогу, вечером мы прибыли на базу. По дороге наблюдали народ – расслабленный какой-то, неспешный и несуетливый. Европы здесь, что ли ближе? А впрочем, чего ждать, если представляете уважаемый читатель, в 6 часов вечера в вагон метро можно спокойно войти! Мало того, по нему можно пройти, никого не задев локтем, и даже неспешно выйти! Нет, всё, определённо, познаётся в сравнении!!!
А Москва вскоре точно совсем захлебнётся под наплывом желающих быть утопленными.
Вечером опять болтали с хозяевами и помогали им чем могли. Завтра пораньше нам бензинчика привезут. Может пораньше и вылететь удастся. Только вот в процессе общения с хозяевами я подметил, что в Питере, даже пилоты какие-то уж слишком интеллигентные. Про питерскую интеллигентность и так много анекдотов ходит и даже про интеллигентных ворон, которые над городом не гадят. Но чтобы пилоты друг друга на "Вы" называли, да к имени ещё и отчество приплюсовывали – уж это беспредел!
Помню как в начале тоже долго «выкал» пока мне не объяснили – какое нахрен «Вы»? Так и будешь Выкать, через имя отчество, когда движок встанет? Мы-ж в одной кабине! И возраст тут не имеет значения.
С тех пор почти всегда в авиации своим «тыкаю». А тут прямо слух резануло – «Вы», да «Вы». Да ещё и по имени-отчеству. А ведь явно люди давно знакомы.
Посидев немного, мы с Андреем, которого ребята снабдили тулупом, отвалились спать. Холодно. Слышно было как завывает ветер. Я с носом залез в спальник.
Проснулся рано.
Побежал «нюхать» погоду. Впрочем, чего её нюхать, если слышно, как ветер воет. Но всё же, когда я вышел покурить, просто обалдел – дощатый настил был весь засыпан снегом, который и не собирался таять. Ветер нёс снеговые заряды вдоль поверхности земли, облепляя верхушки кочек. Одно радовало – ветер очень сильный. Может, пронесёт к вечеру?
Поспав ещё немного, опять встал посмотреть погоду. Уже лучше. Вроде как разрывы в облаках и снежок начинает таять. Позвонил Д. – прогноз, который намечался, совсем не радовал. Такая погодка прогнозировалась аж до 11-го! Ну что ж, тогда придётся нам бомжевать.
Вскоре привезли бензин. Пулковский АТИС всё же давал прогноз по снижению силы ветра к вечеру. Андрей гонял до одури и настраивал двигатель на разных режимах. Вроде как он подуспокоился, когда обе свечи приняли одинаково коричневый оттенок. Жаль термопары, чтобы померить температуру выхлопных газов и настроить карбюраторы, у ребят не оказалось.
Всё же самое противное это ждать и догонять. Нам выпало весь день ждать. Причем, ждать пришлось с пониманием - если нам не удастся вылететь сегодня, то придётся сидеть и завтра. По совсем другим соображениям – инаугурация. Наверняка ведь будет запрет в Питерской зоне. Хорошо хоть в Московскую зону нам залетать не нужно. Уж там то точно запрет.
Нужно лететь
Погода неспешно шла на улучшение. Сообщалось, что ветер уже 5-6, ещё довернул и дует теперь точно с севера. Правда порывы пока значительные, ещё плюс 5-6 м/сек. Это, пожалуй, перебор, ведь участок у Питера нам нужно пройти низенько над огородами. Но к вечеру наверняка ещё больше стихнет и тогда мы наконец вылетим из опасной для партизан зоны. Ведь темнеет здесь значительно позже.
Позвонил товарищу на аэродром, где у Андрея ломался двигатель. Товарищ оказался там и решил нас дождаться, уж коли не смог по дороге в Питер с нами повидаться.
Вылетели в 21 час новым маршрутом, который я проложил над другими полянами. Существенно длиннее, но зато подсесть можно. Перелетая неву отчетливо увидели Ладогу. А ещё было бы здорово полетать, пофотографировать от души в районе Петергофа. Видно не в этот раз.
В воздухе холодно -2 -1С, но турбулентность слабая. У меня почему то, замёрзла и онемела кисть левой руки.
К аэродрому подошли и сели в глубоких сумерках. Холодные крылья моментально покрылись инеем. Андрей сказал, что двигатель, слава Богу, работал устойчиво. И ещё он сказал мне "спасибо" за новый маршрут выхода из Питерской зоны.
Товарищ нас ждал, как и обещал. Он поселил нас в домике, где было тепло, уютно и стоял мягкий диван. После холодного сарая это прямо фантастика! Договорившись, где оставить ключ от домика мы съездили с ним на Е-95 за бензином. По дороге славно болтали о разных наших авиаделах - о регистрациях, разрешениях, китах и прочем, что близко и понятно любому авиатору России.
Поужинали наскоро и запив трапезу прикупленным-таки по случаю Невским, мы быстро отвалились спать. Кто из нас храпел громче - на сей раз мы не выяснили. В тепле спали как убитые. Видимо сказались волнения прошедшего дня.
Инаугурация
Встали до рассвета, хотя ранний подъем в тепле особенно мучителен. Хлебнув кофейку быстро, без суеты собрали дельтики. Надо было бы пожевать что-нибудь для тепла. Холодина собачья, а лететь нам самый длинный участок, где подсесть некуда и бак Андрею придётся снова переключать в полёте. На небе наблюдалась лёгкая дымка. Ветер ещё довернул и теперь дул уже с северо-востока - почти боковой. Договорились, что поскольку в Окуловке будем когда люди уже проснутся, то по возможности там не подсаживаемся, а тянем до дозаправки на уже знакомом аэродроме.
Мысленно поблагодарив товарища за приют, начали прогревать моторы. Я безуспешно пытался рукавом куртки оттереть от инея хотя бы лобик крыла. Напрасные хлопоты – крыло обледенело всё. Нужно сушить. Решили попробовать взлететь и посушиться. Фрегат Андрея разбежался и как-то взлетел, хотя мне показалось, что на взлёте его очень нехорошо вбок повело.
Мой Форсаж разбегался, и вот уже сейчас будет отрыв - и тут я почувствовал, что ручка пошла с усилием к груди, возникло какое-то неустойчивое колебание. Скорее подсознательно, чем осознанно я сбросил газ и взлёт немедля прекратил.
Андрей "нарезал" пару кругов, подсушил крыло и приземлился. Я извинился, и сказал, что категорически не готов взлетать на таком крыле. Нужно ждать, пока хотя бы лобик не оттает. Мы попробовали дуть на моё крыло движком дельтика, но получалось только хуже. – Наледь быстро начинала нарастать. Нужно ждать пока солнце ледок не растопит. Ждали почти час. Ну, прямо никак этот аэродром нас отпускать не хочет! Чем-то приглянулись мы ему.
Мы снова забрались в аппараты и попытались улететь. На этот раз первым взлетел я – крыло вело себя явно лучше. Только вот Андрей всё никак не взлетает и не взлетает – позже он рассказал, что его вылет нагло заблокировали аэродромные собаки. Наконец он взлетел и мы взяли курс на Окуловку.
Да, очень холодно сегодня. На высоте термометр устойчиво показывал минус четыре. И солнышко совершенно не греет, когда вокруг тебя ветер под сто километров в час. Кажется, я понял, почему замёрзла вчера кисть левой руки. Перчатки у меня хиленькие и короткие, до рукавов куртки никак не достают. Между рукавом и перчаткой тело видать, а на левой руке ещё и часы с металлическим браслетом, который охлаждается моментально. Снял часы – полегчало.
После Чудово Андрей начал как-то серьезно лезть выше. Вот это точно нельзя. Сегодня же 7-е число и инаугурация. И если бы не тенденция ветра развернуться нам в лоб, то правильнее было бы сегодня никуда не лететь.
Внизу всё такое маленькое, игрушечное, незначительное. Оттого, видимо, и думается хорошо в полёте.
Я ничего не имею против инаугураций, коронаций и других реинкарнаций и тем паче против нашего нового президента Медведева, за которого и голосовал. Потому как, Россия хоть немного снова на самостоятельную страну становится похожа. Но хулиган Руст здорово нам подгадил тем, что пропёрся на Москву и вначале шел примерно нашим маршрутом. Ведь вояки с перепугу, если увидят рецидив на радаре в день инаугурации, могут послать что-нибудь на перехват. Вот тут-то холодина за бортом нам цветочками покажется.
Хотя вот если с другой стороны посмотреть. Я вроде как нарушитель законности. Но что я нарушаю? Подзаконные акты, которые чиновники состряпали по принципу как бы чего не вышло и чтобы человек всегда был на крючке и оставалось бы только за лесочку вовремя подсечь.
Ведь знают все, что незаконно сейчас летание любой мелкой авиации, однако так же знают все, кто и где летает. Почему во всём цивилизованном мире одни правила, а у нас другие? Мы что, не хотим быть авиационной державой гнобя то, что в дальнейшем даст нам выход прекрасных лётчиков и авиаспециалистов?
Ну почему, уважаемый Дмитрий Анатольевич, государство держит меня за быдло? И чем я хуже простого финского парня, по правилам которого я фактически летаю – запретки обходить, в контролируемое пространство не соваться, о прилете отлёте сообщать, в зоны интенсивного движения только с радиосвязью.
И кто такое государство в данном случае? Чиновники околоавиационные? Нет им уже числа и имя им легион! Ну почему бы не запросить мне сейчас у диспетчера разрешения забраться повыше, уж коли с полянами плохо и у товарища движок ненадёжен и прямо не сообщить, куда и зачем лечу из Вашего славного города Питера?
Зачем эти кошки-мышки, когда все всё знают, но держат на коротком поводке – не моги, не смей, не суйся. А ведь государству я честно заплатил, как и положено, налоги за свой тряпколёт. И не три копеечки, десять тысяч рублей. За что спрашивается? За право быть партизаном или за право быть обладателем груды тряпок и трубок, которые без неба просто хлам?
Почему я выполняю свои обязательства перед государством в виде уплаты налогов, а государство стараниями чиновников фактически нарушает конституцию и лишает меня права передвижения по воздуху, записанного там? Почему не для человека законы у нас писаны, а для защиты государства в лице чиновника от человека? Но ведь авиации у нас с таким подходом просто не будет!
А гайки то всё тянут и тянут. Как бы резьбу не сорвало.
Бог им, чиновникам, судья. Да ещё наши дети судьи и обязательно подрастут-спросят, почему вместо неба их кормили только голивудщиной бездуховной, порнухой, рекламой и прочей мозгоотшибающей серостью.
А аварийность! Полуподполье ну никак не способствует созданию мощных авиационных школ и качественному обучению безопасному летанию. - Бумажки с запретами должны помочь? – Я Вас умоляю! Никогда ещё запреты по принципу – как бы чего не вышло- не давали хоть какого-то позитива. И тем более в авиации. А обратный эффект просто гарантирован! Ведь это уже ясно показала 100-летняя история авиации, если смотреть непредвзято. Жизнями людскими показала...
Вот такие грустные мысли роились в голове. Всё же хорошо на высоте думается, спокойно. Может если бы все люди летали, и дерьма в мире меньше было бы? Глядишь и чиновники тогда бы реально работающую службу придумали с телефоном. По которому запросто пилоту можно было бы позвонить и свои вопросы решить и сообщить о лесных пожарах. Я уже с десяток по дороге их насчитал.
Под течение этих утопических мыслей я не забывал приглядывать за аппаратом Андрея, крутить головой в поисках НЛО, время от времени щелкать затвором фотоаппарата, отслеживать приборы, время и потенциальные поляны для посадки.
Кстати, мы явно догоняли вчерашнюю погоду - становилось холоднее. Температура упала уже до минус 7 градусов. Как бы у Андрея карбюраторы не обледенели. С инжектором то в этом плане проще.
Андрей через час двадцать переключил баки, выполнив очередной цирковой трюк – значит, не до конца пока замёрз.
А знаменитый изгиб железной дороги, который якобы остался от пальца Николая первого на карте, наконец спрямили - не знал. Рельсы сняли, но насыпь пока ещё просматривается. Хотя, говорят, совсем не палец виноват, а гиблое болото, которое как не пытались, но так раньше и не могли победить. Почти сто лет для победы потребовалось.
Время от времени я по очереди грел руки под задницей, а когда хотелось согреться по- настоящему что-нибудь фотографировал. Ведь когда фотографируешь зеркалкой, то приходится поднимать щиток шлема. Но после ветра обжигающего лицо, когда вновь опускаеш щиток - становится почти тепло и уютно.
Наконец впереди по курсу показалась Окуловка. Андрей к ней прямо-таки "припустил" - GPS у него, конечно же, я не отобрал. Интересно ему нужно там подсаживаться или он сможет-таки дотянуть до намеченной цели? Андрей вроде развернулся для захода на полосу, а я лёг на курс к следующей точке и стал наблюдать – если сядет, то подлечу.
Но нет, описав круг, он пристроился сбоку.
Вскоре впереди показался уже знакомый нам аэродром. Здесь нам нужно будет обязательно добыть бензин для Rotax-а. Термичка разыгралась уже средняя, но при посадке на такую широкую и длинную полосу она не страшна.
В розыске
Хотя солнышко припекает уже вовсю, но согреться получается не сразу. Сторож нас узнаёт и удивляется - как это мы не околели? Околели, да ещё как! Два часа при минус 7 градусов.
Тут на аэродром подъехали люди, чтобы на день города подготовить аэродром к местному развлечению - показательным автогонкам. Среди них, к счастью, оказался один дельталётчик в прошлом.
Теперь не летает – разрушен их клуб, давно поломаны старые дельты, а денег нет даже на покупку нового крыла. Он рад общению с нами – хоть так прикоснуться к небу. Рассказывает про свои полёты на древней дельте с движком Буран, расспрашивает нас про перелёт. Людям в таких местах остро не хватает простого человеческого общения с теми, кто способен понять их тоску по небу.
Андрей уехал с ним за бензином, а я озадачился варкой макарон. При попытке налить воду из 5-ти литровой канистры, которая была у нас с собой, слышу, что в канистре что-то блямкает. Оказалось - лёд, в который превратилась чуть ли не пятая часть воды за время нашего утреннего перелёта.
Макароны готовы и как раз вернулся Андрей. Мы жадно едим, пытаясь получить компенсацию за утренний холод. Только тут, полностью отогревшись, я начинаю обзвон друзей, чтобы сообщить где мы, спросить погоду и построить планы на будущее. Жене обещал показать редкую птицу - летающего пИнгвина. Сказал: «Прилечу - покажу.»
Нам подсказывают - погода в местности, куда мы летим пока паршивая – очень сильный ветер. Похоже, летим в окне циклона или догоняем его. Интернет предвещает смену ветра на восточный, а затем уже и юго-восточный - лобовой. Нужно бы успеть добраться до дома до перемены. Хуже нет, чем проскребаться на дельталёте против встречного ветра. По расчетам вроде должны успеть.
Тут один из звонков приносит пренеприятнейшую новость – нас ищут. Между строчек мелькает, что задерживаться в людных местах нам не следует. Это залёт! Всё же засветились где-то. Или это отголоски утечки информации? Нехорошо. Не по партизански это - людей напрягать.
Немедля нарисовавшаяся в голове картина с опечатанной дельтой и сидением в КПЗ заставляет собраться и начать прогрев двигателя в течение 5 минут. Даже чаю не попили. Кажется, на лице у сторожа было написано неподдельное удивление, когда две дельты просто «мухой» собрались и взлетели. Впрочем, Андрей начал разбег, но остановил взлёт.
– Что случилось?
– Звук странный раздался со стороны двигателя, но вроде всё работает штатно.
Непонятно что это было. Наконец, спустя ещё пару минут взлетели и взяли курс на точку, до которой было не более получаса полёта, но она хорошо укрыта от людских глаз.
Время взлёта 12:30 – начало самого разгара термички, да ещё и ветерок весьма свежий. Летели по-пластунски, так как непонятно было, как и где мы засветились. Впрочем это было уже не важно, главное остаток пути пройти на малой высоте с аккуратным обходом запретных зон. Особенно в районе АЭС.
Я в очередной раз пожалел, что активизировал точку в GPS-е у Андрея, так как в результате он ушел в этой болтаночной каше вперёд, что и сказалось впоследствии на посадке.
Полоска, на которую мы планировали подсесть, расположена на границе леса, из-за деревьев которого на полосе ожидался сильный ротор, ведь ветер дул точно перпендикулярно полосе. "Убежавший" вперед Андрей прошел полосу и, развернувшись, начал садиться. Всё бы ничего, но в это же время, только с другого края полосы на глиссаде был мой дельталёт. Немедля я прекратил посадку и демонстративно ушел в сторону. Андрей спокойно сел. Я попытался зайти с того края полосы, с которого садился Андрей, но от порыва ветра от термички плюс ротор, вынужден был опять прекратить посадку и уйти на второй, то есть третий круг. Наконец зажав ручку трапеции до пупа удалось проткнуть эту кашу до экрана и колёса мерно зашуршали по выщербленному асфальту. Во время этого полёта было явно не холодно, а скорее даже жарко.
Попив чайку и оставив из продуктов только неприкосновенный запас, мы нашли-таки источник звука на взлёте у Андрея. Им оказался перетёршийся пластиковый хомут крепления катушки зажигания. Он, кратковременно чиркнул по крыльчатке вентилятора охлаждения двигателя и издал тот самый непонятный звук. Хомут был немедля заменён на новый и вскоре после этого мощный храп огласил окрестности, заглушая шелест листвы в пригибающихся от ветра ветвях деревьев.
Вылетать не хотелось
Марево горячего воздуха над соседним распаханным полем говорило о том, что нас ждёт, лучше всяких слов. Поэтому мы собирались весьма неспешно, хотя совершенно не сговаривались между собой. Обзвон дал информацию, что погода дома налаживается и мы взлетели.
Участок маршрута вокруг АЭС изобилует озёрами, болотцами и речушками, которые многократно усиливали и без того неслабую болтанку. Впрочем, как-то уже и несильно напрягала эта болтанка по дороге домой. Видать, попривыкли расслабляться в перерывах между пинками. А ведь умение расслабиться в болтанку это единственная возможность лететь. Ведь как только прошел или только начал спадать очередной пинок обязательно нужно расслабить руки и отдыхать до следующего пинка атмосферы. Если держать себя всё время в напряжении, то руки просто не выдержат. Даже если Геракл твоя фамилия.
Болтанка на этом участке была интересная. Видимо ветер активно менял направление на северо-восточный. Дельталёт то подхватывал порывчик, разгоняя до скорости более 115 км/час, то другим порывом его оттормаживало до 75. Всё это сочеталось с вертикальными подьемами над лоскутками полян и резкими спусками над речушками и болотцами.
Опять под крылом красивые озёра северо-восточнее Удомли. Порыбачить бы на них. Поставить бы поплавки на дельту и на недельку вырваться. Очень хочется поплавки – в такие места забраться можно, куда цивилизация ещё не скоро доберётся.
Вот и следующая полоса - крайний ППМ на нашем пути. Она, как и предыдущая, расположена перпендикулярно ветру и на посадке здорово раскорячивает и меня и Андрея. Особенно в том месте, где деревья подступают к полоске уже вплотную. Движок у Андрея тьфу, тьфу работает, хоть и не в номинале – он свечки успел глянуть, одна черная.
Быстро переливая бензин, мы всё же не успели улететь до очередного визита местного населения. Приехал брат мужика, с которым мы уже встречались на пути в Питер. Он тоже осаждает вопросами и даже спрашивает про возможность прокатиться – всё же отчаянные у нас мужики! Но мы извинились и объяснили, что до заката нам ещё лететь и лететь. И времени просто в обрез. Отзвонился домой, попросил истопить баню. Пока нам жарко нам из-за болтанки, но температура всего то +5. А скоро болтаночка стихнет и опять ведь помёрзнем.
Перед взлётом убрал сучья в конце полосы. Может, пригодится ещё кому-нибудь полосочка.
На взлёте у тех самых деревьев Андрея очень здорово раскорячивает – вероятно, попал в ротор во время порыва ветра. Меня Бог миловал, правда, я намеренно отрывался от полосы чуть дальше.
Домой лететь легко
Впереди ещё полтора часа полёта. Правда ветерок уже чуть встречный и скорость здорово упала. Болтанка средняя и всё больше утихает. Но, как ожидалось, и холоднее становится.
Используя дарованную природой погоду, фотографирую пейзажи. Внизу достаточно полей, чтобы подсесть при необходимости. Правда, мало полей без кочек. Много у нас брошенной неухоженной земли, которая поросла бурьяном и никому не нужна. Ничего, спохватимся рано или поздно. Ещё и драка за эту землю будет.
Вот показались уже и знакомые озёра, и бескрайние болота Тверской губернии. Видно много пожаров – горят торфяники. Дым подсказывает нам направление ветра. Кажется, мы успеем прилететь до того момента, как он развернётся нам точно в лоб. А пока скорость относительно земли ниже крейсерской, но ещё вполне приемлемая – 70км/час. Ничего, не далеко уже осталось.
Вот уже и они - родные крыши. Народ высыпал нас встречать. Из трубы бани идёт густой дым - ждут, значит.
Садимся, заруливаем. Андрей размышляет – не полететь ли ему дальше к себе, но решает не рисковать. Может, оно и правильно. Привязываем, укрываем аппараты, принимаем для начала по рюмке водки и отогреваться в баню. Ведь, моё мнение - баней жив ещё пока русский человек.
Разбор полётов
Слетали отменно, впечатлений куча. Опыт получен, выводы сделаны.
В качестве тренировки пройден маршрут суммарной протяженностью 1168 километров. Время полёта составило примерно 13,5 часов, средняя скорость 86 км/час. Расход моего Форсажа с учетом прогревов, попыток догнать Андрея и болтанки – 7,5 л/час.
Собственно, если отбросить задержки, связанные с ненадёжностью техники, то с учетом дневного перерыва на термичку до Питера добрались за один день и до дома тоже за один.
То есть получилось совершенно без фанатизма по 584 км/день.
Но нужно сказать, что сильно повезло с погодой - лететь против ветра в «лобовую» нам не пришлось, дождей, гроз и значительной облачности не было. А то, что помёрзли – это недостаток планирования в чистом виде. В качестве оправдания - вылетали то мы конечно при +20 градусов, но долгосрочный прогноз погоды никто не отменял, как и народные приметы – «черёмуховые холода». Говорят, что инструктору Юрию Логунову принадлежит фраза: «Насмерть сопревших гораздо меньше, чем замёрзших». Нужно непременно взять её на вооружение.
При планировании маршрутов весной следует учитывать, что возможно болтанка будет намного сильнее, чем в другие времена года.
Дельталёты, участвующие в подобных перелётах, по возможности должны быть одинаковыми - одинаковая управляемость, расход и объем топлива. Крайне желательно иметь хорошо управляемое крыло с триммером. Так же связь между дельталётами и с землёй должна быть! И обязательно лететь только парами – ведущий ведомый.
Андрей озвучил - будет ставить себе Suzuki. На двухтактнике в серьёзные маршруты летать - никакого бензина не хватит. Ведь огромный бак не решит проблемы - нужно и шмотки куда-то пристроить да и вес аппарата с таким заправленным баком будет немалый. Да и заправлять большой бак на маршруте - отдельная история.
Состав ЗИП должен быть тщательно продуман, чтобы суметь ликвидировать, возможно большее число отказов систем двигателя, которые можно починить в полевых условиях. Спасибо Воздушному мосту - Форсаж не подвёл. Только крыло нужно обязательно настроить или поменять.
Теперь, частично прочувствовав всё на собственной шкуре, нам стало более понятно, как наши собратья облетали на дельталётах вокруг земного шара. И чего следует ждать от подобных путешествий.
Время, планируемое на перелёт правильно резервировать с 2-х кратным запасом. Погода это погода и не следует нарушать заповедь – «Лучше быть на земле желая оказаться в небе, чем в небе желая оказаться на земле».
Пользуясь случаем, хочется принести извинения, если наш перелёт кому-то доставил неприятности или кого-то напряг. Родина может спать спокойно. По маршруту Руста воздушное пространство на замке и даже для дельтиков. Мы в этом убедились.
Впрочем, при планировании маршрута правильно учитывать не только местность и погодные факторы, но и такие события как праздники, выходные и, всенепременно, инаугурации.
Впрочем, будем оптимистично надеяться, что Россия всё же меняется к лучшему и понятие «партизан» в конце концов, уйдёт в прошлое вместе с войной за «пущать - не пущать» в небо.
Ведь войне этой уже ровно сто лет! Пора бы и остановиться.
Следующая инаугурация всё покажет.
А свечу в Храме по прилёту я зажег.
И спасибо всем кто нам помогал! Низкий поклон!
И дай вам Бог открытого ласкового неба.
часть-I | заметки
Техника на Невском. Подготовка к параду
Самое вкусное пиво на Невском. А все мысли о дороге домой ...
Нахрен, к югу надо было лететь...
Нева и Ладога. Виден Шлиссельбург-Орешек на выходе из Невы
Палец Николая-I должен был бы быть слева. Рельсы уже сняли, но насыпь пока осталась
Химполоса в Окуловке. Осторожно ямы!
Полосочка-выручалочка. Вокруг ни души
Красивые места возле Удомли. Даже АЭС вид не портит.