Путь в трёх измерениях...

 

 

2006г. Зимний сезон

Лыжи

09 января.

Наконец поставил Форсаж на лыжи!

Когда ставил лыжи про себя ругался всякими "нежными" словами на Воздушный мост. Хоть бы инструкцию какую-никакую написали как лыжи ставятся и как передняя ось снимается!

На мой взгляд крепления задних лыж с помощью текстолитовых рессорок сделаны весьма разумно. Без лишних резиночек и тросиков они фиксируют лыжи горизонтально, но дают им определенную степень свободы при езде по ямкам и ухабам.

Но установка передней лыжи это отдельная песня! Нужно разобрать всё что можно, чтобы снять ось и колесо с оси. Нужно оказывается открутить и амортизаторы и качалки. А так с ходу и не догадаешься - хочется просто открутить гайку на передней оси и вытащить ось вбок. Но в конце концов помучившись я всё же всё разобрал.

Внушает сомнения прочность конструкции передней вилки. Когда снимал переднее колесо обнаружил задиры и на тормозном диске и на тормозном цилиндре. Похоже, виновато железо вилки, к которому прикручен тормозной цилиндр – повело. Хлипковатая конструкция. Железо мягкое, а усилие при торможении прикладывается нешуточное. Вот вилку и ведёт. Нужно будет что-нибудь придумать со временем, а при установке колёс проконтролировать зазор между диском и суппортом тормоза, чтобы не тёрлись.

Нужно сказать, что "Воздушный мост" со временем доработал крепление тормозного цилиндра и его перестало уводить. А инструкцию по установке я написал для себя самостоятельно.

Наконец, попытался поставить переднюю лыжу. Но втулка крепления лыжи категорически не лезла на ось. Довольно долго пришлось эту втулку под размер оси напильником подтачивать. Еще и центрирующие втулки на ось выдумывать, чтобы лыжа по центру оси фиксировалась. Их, вероятно, в комплект к лыжам забыли дать. Но посмотрев, как с помощью втулок центрируется переднее колесо, я сделал по аналогии и для лыжи. Хорошо, что трубка подходящего диаметра в хозяйстве нашлась.

В общем, повозившись нешуточно я про себя подытожил, что если задние лыжи ставятся "на ура" за пять минут, то установка передней лыжи с имеющейся схемой снимания оси - это, вероятно, специальный задел КБ на будущее. Чтобы конструкторам всегда можно было бы сказать - "А вот нам ещё этот узел делать и делать". Так что безработица конструкторам точно не грозит. А пока, чтобы поставить переднюю лыжу, нужно повозиться часа полтора. И это в лучшем случае. Короче, геморрой.

Highslide JS

Для выкатывания Форсажа из сарая сварил телегу на колёсах, которая подводится под рессору и приподнимает Форсаж над бетоном. На лыжах по бетону тащить Форсаж нереально.

Наконец, выкатил аппарат. Крыло не стал ставить – очень холодно, да и время было уже позднее. Смеркалось. Сделал по полю несколько пробежек. Общее впечатление от лыж очень хорошее – на рыхлом снегу аппарат не проваливается, а уголки на нижней поверхности лыж обеспечивают прекрасную управляемость и работают как коньки на льду. Только, похоже, нужно чуть подрезать под более острым углом переднюю кромку этих уголков. То есть заточить как нос у коньков. Иначе при езде по полуснегу-полульду уголок врезается в этот полуснег и передняя лыжа застревает намертво. Даже на полном газу мне один раз не удалось сдвинуть аппарат. Он только оседал на нос, но двигаться отказывается. Пришлось всё же вылезать и приподнимать переднюю лыжу.

Интересно, правильно ли я отрегулировал степень задирания передней лыжи? Совершенно не хочется, чтобы она в полёте задралась в облака и работала как воздушный тормоз.

Завтра опробую.

Холодно

10 января

Мороз вроде немного спал, но всё равно под –20. Собрал аппарат. Переговорку и рацию ставить не стал. Чтобы не мерзла нижняя часть лица и не выдыхать на стекло шлема, надел обычный респиратор, который заранее опробовал с подшлемником и шлемом на снегоходе. Пасмурно, ветерок 2-4 м/сек. Сплошная облачность с нижней границей 250-300м. Взлетел легко, благо с заснеженного поля можно взлетать строго против ветра. С передней лыжей всё же не рассчитал – задралась слишком сильно. Сделал несколько локальных вылетов. Что радует, так это возможность посадки на любое поле, на которое с колёсами никогда не стал бы садиться. Сильно замерзают руки. Всё остальное вполне терпимо. Движок работает ровно и уверенно. Видимость так себе – всё серое и унылое.

Highslide JS

Далеко не летал, т.к. нужно обязательно сначала разобраться с замерзанием рук. Высоко тоже не забирался, чтобы не обледенеть. Собственно, пробные полёты они на то и пробные, чтобы выявить все недостатки и экипировки и аппарата в зимних условиях. Недалеко от базы погонял по полю мышкующую лисицу. Она была как раз посреди одного из полей и увидав аппарат сначала не поняла, что это за птерадактиль такой жужжащий, но когда я снизился, со всех ног припустила к лесу. Красиво бежит, я бы даже сказал грациозно. Шкура рыжая, хвост пушистый. Эх, жалко солнца сегодня нет, представляю себе как шкура переливалась бы на солнце. Сделал вокруг лисы пару кругов, каждый раз отсекая её от леса – любовался. Потом отстал от зверюги. Пускай себе бежит по своим лисьим делам.

Highslide JS

Посадка на снег гораздо мягче, чем посадка на колёсах. Опять же и зайти можно строго против ветра. Единственное что сложнее - высоту над полем определять. Летом травинки помогают, а со снегом всё уныло-серое и глазу не за что зацепиться, когда выдерживаешь аппарат перед касанием.

Тренировка

 С момента предыдущего рассказа выдалось несколько удачных дней и я летал тренировался. Намного спокойнее стал относиться к посадкам. Появилась определенная уверенность. Да и аппарат гораздо лучше чувствую. Стараюсь действовать осмотрительно, поскольку ошибка недопустима. Застрянь я где-нибудь в снегах России никто меня не вытащит. Да и инструктора рядом нет, так что я сам себе и разведчик погоды, и руководитель полётов, и штурман, и механик. Может даже где то перестраховываюсь, но это к лучшему. Положение передней лыжи давно отрегулировал. Тут долил антифриз в бачек – обнаружил, что после сильных морозов начали сочиться соединения патрубков к радиатору. Подтянул все хомуты и кое-где поставил дублирующие. Утечку устранил. Вероятно, нужно как-нибудь усовершенствовать конструкцию с респиратором, а то под ним от выдохов всё лицо мокрое, что весьма противно. Попробую выкинуть выпускной клапан и убрать часть полиэтилена, чтобы выдох направить вниз, вдоль шеи. Начал летать в рукавицах, под которые надеваю тоненькие перчатки от горнолыжного комплекта. После этих мер руки мёрзнут, но меньше. Руки у меня еще с армии обмороженные и фактически дальность полёта всё время определяется замерзанием рук. И хотя одеваемые на ручку трапеции карманы, которые защищают руки от ветра я использую всё время, но от замерзания это не спасает. Вероятно, эти карманы также нужно доработать, чтобы поплотнее обхватывали ручку и не было бы щелей. Погода стоит пасмурная, нижняя кромка облачности 250 – 400 ветер до 5 м/с. Еще ни разу с солнышком полетать не удалось.

Такое ощущение, что садиться на узенькую полосу скоро совсем разучусь. Всё же поле развращает – как хочешь, так и садись. Наверно, нужно флажки поставить. В качестве колдуна использую красно-белую строительную ленту, которую используют для ограждения опасных участков. Нужно бы настоящий колдун поставить. Конечно, при взлёте я каждый раз подъезжаю поближе и смотрю направление ветра, но при посадке импровизированный колдун видно плохо. Так можно и налететь на перемену ветра, пока буду в воздухе. Бензин таскаю из Москвы, т.к. опасаюсь заправляться в Кимрах. Больше никакой живности не встречал. Слетал в Янино, поискал химполосу, которая по утверждению нашего деревенского сторожа там была, и даже ангары были, но не нашел. Пытался фотографировать, но руки не слушались.

Первый пассажир

Приехал с Андреем (Дрёмой), своим однокашником еще с универа. Утром было холодно, так что летать решил (если позволит погода) во второй половине дня. Погода позволила, к 3-м часам ветер был еще крепкий, порядка 5 м/сек, но ровный. Вылетел в 16:00. Перед вылетом примотал к ручке трапеции изолентой два куска пористого утеплителя для водопроводных труб, чтобы металл от рук тепло не отнимал. Руки мёрзнуть почти перестали и это просто счастье! Осталось только заткнуть щели между карманом и ручкой и оно приблизится к полному. Дрёма снимал на видео мои взлёты, проходы, спирали. Интресно, что из этого получится. Я сделал несколько вылетов длительностью до замерзания рук.

Highslide JS

Под вечер ветер совсем успокоился и я, чувствуя какую то внутреннюю уверенность, предложил Андрюхе прокатиться. До этого только один раз летал с пассажиром, со своим инструктором Андреем Кареткиным, которого попросил пролететь со мной когда принимал Форсаж. Кареткин поправлял меня за локоточки при посадке. Всё же Форсаж аппарат совершенно другого класса, чем его Гидраэр на котором я учился. И скорости значительно выше и масса существенно больше и тяги тоже несоизмеримо. Так что пока, вероятно, я всё ещё привыкаю к Форсажу. Ещё до конца не привык, конечно, но всё же несколько лучше его начал чувствовать. Зато несколько раз, после Форсажа, подсаживался на инструкторский аппарат. Ощущения такие, как будто со скоростного байка пересел на детский велосипед. В общем, стал я Кареткина понимать - почему он везде и всегда ругается на тяжелые аппараты.

Итак, не отвлекаюсь. Почувствовав уверенность, я предложил Дрёме прокатиться. Дрёма поначалу сказал, что не готов и, наверное, лучше завтра, но после моих слов, что погоды завтра может и не быть – быстро укатил за шлемом на снегоходе. Ветер совсем стих и заходящее солнце играло на пухлом свежевыпавшем снегу закатными лучами. Наконец-то солнце!

Андрей вернулся быстро и кряхтя угнездился в кресле пассажира. Тушка он та еще. Больше сотни кило. Стандартный вопрос – "а за что тут держаться?" - стандартная шутка в ответ, и я вырулил к самому началу поля, чтобы иметь поболе запаса для разбега. Начинаю разбег и понимаю, что глаза просто залепляет снег, летящий через проём в обтекателе для переднего колеса . Взлетал практически на ощупь. Когда взлетал один, такого и в помине не наблюдалось. А тут видать передок подгрузил ещё центнером с лихвой, вот и полетело из-под лыжи. Накануне шел снег и было морозно. Сейчас снег на поле - просто пух. Даже снегоход глубоко проваливается в такую перину. После того, как проморгался, я обнаружил, что весь обтекатель изнутри завален снегом и сижу я ногами в сугробе. Ладно, это всё не страшно, главное летим себе.

Слетали с Дрёмой вокруг окрестных деревень, недолго и недалеко. Когда по моим расчетам он должен был замёрзнуть, я с удвоенным вниманием зашел на посадку и крайне аккуратно сел. Всё же +100 кг на борту. Еще на рулёжке, не заглушив движка, услышал восторженные вопли Дрёмы.

Оно и понятно - первый полёт. Хорошо помню, как я сам нёс восторженную чушь после своего первого полёта с Кареткиным. Крыло на ночь не собирали, только сняли с аппарата. Дрёмин радостно сообщает всем звонящим ему, что "летать это как первый раз с женщиной – помню, что был кайф. Но что это было - хрен его знает. Ни одной детали не помню". Вечером слегка отметили его первый полёт.

Облом

Следующим утром было солнечно и безветренно. Но мороз –25. Решили подождать пока чуть потеплеет. Весеннее солнышко быстро нагрело воздух. По мере нагрева начал поддувать слабый ветерок. Поставили крыло, оделись. Дрёма, памятуя вчерашний полёт, утеплился по полной программе. Но попытка завести аппарат результатов не дала. Втягивающее клацнуло, но стартер напрочь отказался крутить движок. Вероятно, аккумулятор сел. С чего бы это? Ведь и холоднее было – заводился как часы. Сходил в сарай, притащил зарядку, присоединил к аккумулятору на Форсаже. Полчаса курим, греем и заряжаем аккумулятор.

Highslide JS

Ветерок малость усиливается. Попытка завести – ноль эффекта. Ладно, опять сходил в сарай, притащил большой аккумулятор, подключил в параллель установленному на Форсаже своими любимыми заводными проводами из безкислородной меди. Каждый в диаметре миллиметров 7. Завожу – ноль эффекта. Втягивающее срабатывает, стартер не крутит. Мистика. Сходил за тестером, начал с умным видом тыкать в клеммы. Вскрытие показало, что между заводными проводами и клеммами, одеваемыми на большой аккумулятор, нет контакта. А с виду не скажешь, всё честь по чести. Зачистил, и аппарат сразу завёлся. Решил погонять и вылететь только в том случае, если смогу заводить аппарат от штатного аккумулятора. Полчаса курим, аппарат прогревается, аккумулятор заряжается. Глушу, завожу - можно летать, заводится. Выезжаю на поле, чувствую ветерок еще малость покрепчал, солнышко закрыла облачность.

Highslide JS

Пока Дрёма бредет пешком к полю, взлетаю на разведку погоды и получаю по полной программе. Воздух просто кипит. В голову приходит мысль, что Дрёма зря одевался. Следом приходит другая мысль, что зря взлетал. Еще пока рулил на взлётку по дороге чувствовал, что крылом приходится сильно прикрываться, чтобы компенсировать ветер. Но уже взлетел, а поле большое. Аккуратненько против ветра сяду. Описываю плавно большой круг, захожу на посадку издалека. Ветер дует с востока, так что заход со стороны разрушенного коровника. Перед полем нужно пролететь над дорогой с электрическими проводами местного значения вдоль неё.. Тут на глиссаде чувствую, что аппарат просто бросает вниз, а там провода. Газ, ухожу на второй. Рядом с этим коровником всегда колбасит, но чтобы так – первый раз. Ничего, сейчас глиссаду скорректируем. Второй круг. Захожу на посадку круто, как учил инструктор – пробить всю эту колбасню в пикировании до экрана, а там уже выравниваться. Так и действую. Вдобавок держу малый газ. Аппарат у земли круто доворачивает – похоже на сдвиг ветра. Причем градусов на 45. Или это я на колдун плохо посмотрел? Нужно бы нормальный колдун повесить. Эти ленточки подведут меня когда-нибудь. Сажусь нормально, но отнюдь не блестяще. Подруливаю к Дрёме, глушу.

Полёты отменяю - ведь сам себе РП. Дрема, оказывается, снимал этот бросок на провода на камеру. Интересно будет посмотреть. Курю. Ветер свистит в тросах - значит метров восемь в секнду. Да, сегодня точно облом. Плохо, конечно, когда после полёта чувство неудовлетворения, но это вероятно лучше, чем когда чувства вообще отсутствуют. Поразмыслив после сборки аппарата я, кажется, понял почему не заводился аппарат и погода была упущена. Вчера, когда летали с Дремой, вес увеличился, лыжи глубже проваливались в снег. Этот снег летел внутрь обтекателя, и не только мне в глаза, но и на тыльную сторону приборной панели, где приборы и тумблеры. Потом снег подтаял и всю ночь шла утечка.

Тестер подтвердил мою правоту - действительно, есть утечка. Теперь всегда продуваю пылесосом от снега аппарат и снимаю клемму с аккумулятора. По-хорошему, нужно будет сообразить чехол, который обхватывал бы вилку переднего колеса и крепился к обтекателю. Это должно защитить от попадания снега в обтекатель, да и дуть по ногам поменьше будет. К следующему сезону реализую.

Покатушки

Снега намело немеряно.

Да еще трактор отвал насыпал. Съезд на поле (ВПП) откапывал долго.

Я бы сказал - даже очень долго.

Highslide JS

Стал чувствовать себя ещё более уверенно с тяжёлым аппаратом. И даже приладил "честный" колдун на поле.

Погода - слабый снежок. Нижняя Граница Облачности (НГО) на глаз метров 400. Взлетел на разведу погоды. Побалтывает, но умеренно – можно летать.

Посадил и прокатил Юру, у которого как раз случился день рождения. Потом его жену Ксюню. Ксюня выдала мне, конечно, после посадки: "У меня такого еще не было ни с одним мужчиной"!

Юра и Ксюня оба довольные, как слоники, ну и славно.

Highslide JS

Откуда-то появляется народ на снегоходах – интересуются. Один мужик на лыжах пришлёпал из Манукова. Тоже интересуется, что за шайтан-арба такая. Полёты прекратил – ветер усилился, колдун “надулся". Ладно, раз такая котовасия, подождём до вечера. Только похоже для зимы нужен другой колдун, яркий. Синеоранжевый, например. У меня сейчас бело-салатово-белый и его плохо видно на снегу.

Вечером поутихло. Посадил пассажиром жену Ольгу и решил слетать маршрутик киломентров 60. Балансировочную поставил 80, так как спешить особо некуда, да и камера у Ольги.

Спокойно прошли до Василёва, затем до речки Малая Пудица. Там церковь красивая. Показал её Ольге сверху. Дальше до впадения в р. Медведицу, вдоль неё до впадения в Волгу. Вдоль Волги долетели до п.Селище, потом над болотом Чистый мох через Труфаново домой.

Над болотом забрался повыше, хотя зимой там, оказалось, есть места куда можно было бы присесть в случае чего. Жалко, облачность серьёзная. Всё на земле от этого кажется серым и безликим. Ольга почти не замёрзла, только чуть руки подмёрзли. Оказывается, она всю дорогу боялась валенки вниз упустить. Так и летала с загнутыми вверх в валенках носками. - Спортсменка. Калоши-то с валенок спадали, так я их ещё перед взлётом снял, а войлок валенок по металлическим подножкам пассажира скользит. Интересно будет посмотреть, что она там наснимала.

Пока мы с ней летали, ветер совсем стих. Посадил нашего ребёнка Мишку. Чутка покатал и его. Вот дети, ничего не боятся! Им хоть спираль, хоть пике – только улыбка шире. Взрослый давно бы уже позеленел . Хотя Мишаня уже с Кареткиным летал и, как оказалось, тоже любит это дело.

Погода опять ухудшается, крыло разобрал.

Маршрут до Перетрусово

ХХ марта

Утром, посмотрев на колдун решил, что сегодня не судьба и занялся хозяйством. Съездили в Кимры, купили железа для приспособы, чтобы аппарат на прицепе крепить. Тут почувствовал, что стихает. Аппарат помогал собирать Дрёма – нравится ему летать. Только очень тяжёлый он кабанчик.

Погода вроде ничего, правда НГО метров 400. Временами снежок. Ветер по колдуну 3-4м/сек, но вероятно в воздухе неспокойно, т.к. вижу, что облака как-то шибко шустро бегут.

Подъехал егерь Николай из Шиблино, который уже заезжал как-то знакомиться, но не застал меня. Интересуется что да как. Чую летать хочет – в глазах какое-то мальчишество и детский задор. Оказывается, когда я Ольгу катал над Пудицей, это они нам руками махали. Всё помочь норовит. Ладно, посмотрим что вверху, глядишь и прокачу его. Хотя мужик уже в летах и чую тоже здоровый кабанчик. Даже поболе Дрёмы будет.

Взлетел на разведку. Колбасит, конечно, но в пределах. На 300м кажется намного сильнее, чем у земли. У земли сдвиг ветра градусов на 45. Ничего, на посадке покруче вниз, до экрана, и прошьем эту колбасню.

Посадил егеря. Он, перекрестимшись, взгромоздячился на пассажирскую седушку. Дрёма облачил его в шлем, пристегнул и дал инструкции, что держаться нужно за мои ремни и ни за что другое. Завожу. Отъезжаю на дальний край поля. Разбегаемся долго, но отрываемся в конце концов. Летим к его дому на малой Пудице в Шиблино. В воздухе подколбашивает. Ручкой иногда солидно отрабатывать приходится. Проходим над Шиблино. На улице ни души. Посмотрел на Николая – рожа лица довольная, если не сказать счастливая. Наш человек.

Разворачиваюсь над Реутово, иду домой. Сажусь на троечку. Всё же тяжёлый кабан, да и турбулентность явно работает. Но если хочется летать в дальние маршруты, то нужно привыкать и к более тяжелому аппарату – куда деваться-то.

Сажаю Дрёму с камерой, засупониваемся, активизирую маршрут на GPS, который заранее наметил.

Highslide JS

Взлетаем тяжело. Рыхлый снег, да и чуть в горку. Вообще что-то у Форсажа не всё ладно со взлётом. Есть ощущение, что мощный Suzuki-G13BB на взлётном режиме высасывает воздух из под крыла и подъемная сила крыла просто съедается. Разбегаешься- разбегаешься, скорость под 90, ручку в пилон и … и нифига. Нет отрыва от земли. А стоит хоть чуточку оторваться, после прокачки телеги взмываешь свечкой. Вертикальная скорость вдвоем больше 5м/сек . Как-то неправильно это. Особенно вылезает эффект нежелания аппарта взлетать когда чуть в горку и сзади тушка сидит. На эту тему нужно будет подумать.

Летим дальше. Крыло чуть тащит вправо – нужно бы отрегулировать. Противно, когда тащит. Болтанка в пределах. Правда, когда поднимаешься выше 150, она значительно возрастает. Не даром, видать, мне не понравилась скорость, с какой облака летят с земли. Налицо турбулентность, обусловленная завихрениями при движении воздушных масс с разной скоростью. Но нам и не нужно сегодня высоко. Тем более, с камерой. Выбираю маршрут над полями и озёрами, правда, не всегда удаётся избежать леса. Ведь Перетрусово на Иваньковском водохранилище (Московском море), а там вокруг лес да болота.

По дороге наблюдаем одиноко стоящий на поляне в лесу собранный башенный кран. И никакого намёка на стройку. Вокруг ни одного следа или дорожки. Прямо сюр какой-то. Может, вояки что-то себе строили, да бросили. Вообще страна у нас загадочная - никогда не знаешь, что найдёшь. Ведь нашел же я как-то на необитаемом острове в Белом море одиноко работающий ядерный реактор.

Поскольку иду низко, да и видимость так себе, то только через 15 минут показалось Московское море. Вскоре выхожу на оперативный простор над морем со снижением. Сесть или не стоит? Видимость так себе. А тут трещины и ледяные бугры могут быть – уже вовсю к весне воду сбрасывают через плотину, лёд проседает и трескается. Снижаюсь метров до 10. Так и есть, торчат пеньки изо льда. Их только с этой высоты и можно скорее угадать, чем увидеть. Говорят, когда лес под будущее водохранилище пилили, то пеньки оставили. И теперь, когда воду сбрасывают, то лёд вокруг пеньков проседает, а обледенелые пни торчат столбиками. Много снегоходов о них побилось.

Садиться расхотелось. Плавно набираю 150 и иду обратно над дорогой к Перетрусово. Дорога как колея в лесу узкая – не сесть, но всё ж поближе к людям в случае чего. Дорога вливается в основную, начинаются поля и перелески. Колбасит умеренно, уже скоро и Ильинское, а там и до дома совсем рядом. Тут Дрёма меня тыкает в плечо и с выпученными глазами показывает рукавицей куда то вбок, на лес. Надо сказать, переговорка у меня замечательная - "Starcom1". Но поскольку зимой снег из под передней лыжи на взлёте и посадке летит в обтекатель, и залепляет сзади приборную панель, то ставить переговорку зимой как-то не хочется. Посмотрел куда показывает Дрёма, ничего не увидел, оборачиваюсь вновь. Дрема с круглыми глазами изображает рукой над головой корону. Ну так бы и сказал, что лоси! Правда, никогда не видал у лосей таких больших и круглых глаз как у Дрёмы, который лося изображает !

Разворачиваюсь, снижаюсь. Надеюсь, Дрёма на камеру лосей заснимет достойно. Наконец, и я вижу - действительно, три лосика мирно пасутся в проплешине осинника. Сосредоточился на пилотировании. В голову приходит мысль, что хорошо было бы балансировочную скорость для сьёмки 80, а не 90 перед взлётом поставить. А то всё же колбасит. И тормозиться ниже балансировочной низко, над лесом, совсем не хочется. Закладываю плавную дугу над проплешиной. Всё же лосики промелькнули мимо нас как-то очень быстро.

Идем дальше. Вот уже и Ильинское. Озеро. Церковь. Через 5 минут захожу на своё посадочное поле откуда взлетал. Собирался сначала только посмотреть на колдун, а потом со второго круга сесть. Но поскольку в процессе снижения ясно вижу обвисший колдун, то сажусь сходу.

Глушу. Перекур. Тихо. Сумеречно. Вот и вечер уже. Даже странно - облака мчатся, а на земле тишина. Руки всё же чутка подмёрзли. Нужно бы подшить поролон, чтобы вообще ни одной щёлки не было между трапецией и карманами для рук.

На озеро Великое

ХХ марта

Вообще, после того как начал летать, к погоде у меня резко изменилось отношение. Теперь погода бывает всего двух типов – лётная и прочая. Наверно, это не у меня одного такой эффект.

Всю неделю просил господа Бога, чтобы дал мне лётную субботу. А то уже несколько недель – на буднях лётная, а только дело до выходных - сразу прочая. Да еще Паша вчера звонил и обрадовал, что в последнее время у них в Дубне по утрам такой туманище, что ни шиша не полетаешь. Договорились с Дрёмой встать рано. И если позволит погода, собрать аппарат и вылететь тоже пораньше. Пока солнышко не начало работать и не превратило воздух в кашу из термических пузырей. Ввёл в GPS маршрут до оз. Песочное, потом Щучье, потом Великое и назад. Получилось не так много - всего 120 км.

Ура, похоже получается! Встали, кружка кофе, водички в лицо, чтобы глаза продрать. Быстро, но без суеты, собираем аппарат. Как раз и Андрюха из Дубны подкатил. Он давно хотел и полетать и посмотреть, наслушавшись моих соловьиных трелей про то, как это оно - летать.

Сегодня весна, сегодня наст лежит. Ставлю в аппарат переговорку, а то Дрёма так страшно лосей изображает - аж мороз по коже. Уж лучше пусть словами говорит. Да и веселее поболтать в маршруте. Решаю перед вылетом подрегулировать крыло – подтаскивает вправо. Несильно совсем, но всё же не комфортно. Тут как-то Лев Киносян нарисовал мне схемку в инструкции по крылу, как при несильном крене это можно выкручиванием СПИКОВ выправить. Сверяюсь со схемой, читаю надписи под ней и понимаю, что-то здесь не сходится. Т.е. казалось бы, чтобы подъемную силу правой части увеличить нужно у неё пузырь уменьшить и распрямить консоль. А в надписях с точностью до наоборот. Киносяну звонить рано. Ладно, кручу по одному обороту с каждой стороны, как он написал, а не как я думаю – ведь нужно верить старшим товарищам. Заливаю бак под пробку. Поставил крыло на регулировку 90кмч.

Взлетаю на разведку погоды. Красота, тихо. Ветра у земли нет. Наверху есть, но совсем слабенький. Перпендикулярно намеченному маршруту. Правда думаю, усилится чуть позже. Крыло сильнее тащит вправо. Значит, все же нужно больше верить своей башке, чем надписям старших товарищей! Ничего, по сравнению с аппаратом Кареткина, на котором мне пришлось учиться, это просто цветочки. На его старенькой, латаной-перелатаной "Либре" тащило так, что доходило до тремора в руках.

Сажаю Андрюху быстренько прокатить. Взлетаем. Мама, зачем же я включил ему переговорку! Андрей орёт мне в уши на полную мощь как ему хорошо и как не чувствуется высота и какая красотища! Вдвоём вправо тащит увереннее, но до уроков с Кареткиным все равно не дотягивает. Ничего, скомпенсирую, да и тихо пока. Сделав кружок до Ильинского сажусь. Время терять не хочется, впереди маршрут.

В маршрут взлетаем с Дрёмой. Он тяжелее Андрюхи и скомпенсировать утаскивание вправо сложнее. Ничего, правую руку распрямляю, подупираюсь, чтобы грузить её по минимуму. Всё же нужно было бы не экономить эти минуты погоды, а перекрутить СПИКИ. Ладно, уже поздно. Вполне нормально, пока нет болтанки.

Highslide JS

Дрёма снимает весеннюю красоту на камеру, а внизу проплывают деревни, заснеженные поля. Спокойствие раннего весеннего утра.

Вот на поле лиса мышкует. Рыжая, красивая. На белоснежном поле она смотрится как модница на подиуме. Решаем её заснять и я, отсекая её от леса, снижаюсь и закладываю круг над полем. Лиса обалдевает и категорически не понимает куда ей теперь нужно сматываться. Оставив лису размышлять над вопросом – «что это было» продолжаем наш путь.

Видим внизу кучу следов – явно зверьё. То ли лоси, то ли кабаны всё поле истоптали. Собственно, вот и хозяева следов обнаруживаются - три лося. Один гордо стоит чуть ближе к полю, второй под ёлкой, а третий, завидев нас, тоже сигает под ёлку. Не боись, ребяты - мы только кружочек поснимаем и всё. Кружу над лосями. Они стоят не шелохнувшись. Дрёма жалуется, что из-за солнца не видит изображения на мониторе камеры, но "кажись заснял". (Правда оказалось, к сожалению, промазал).

Летим дальше. Впереди по курсу встаёт стена леса, куда мне залетать совершенно не хочется. Ладно, сократим маршрут. И я сразу беру курс на Великое озеро. Судя по картине внизу и карте GPS-а, там леса будет поменьше.

Леса и правда поменьше, но болота побольше. Болото и впрямь громадное. Это болото входит в Оршскую систему болот. Прокладываю наш маршрут над проплешинами сухостойных елей. Голова работает как вычислитель – здесь повыше над этим сухостоем, это точка возврата на предыдущую проплешину, тут вперёд дотянет. Слева наблюдаю голубую ленту вскрывшейся речки Созь, которая из Великого озера и вытекает. Если Созь уже вскрылась, то воды через плотину уже много скинули. Кроме Волги и Сози остальные речки пока стоят.

Highslide JS

Наконец, впереди необьятный простор Великого озера. Действительно, оказалось очень большое озеро. Посредине остров с жильём – конечная точка нашего маршрута, но до него лететь еще минут пять.

Видим черные точки на снегу озера. Причал что ли? Подлетаем ближе - нет, рыбаки. Тут на снегоходе и дальше еще черные точки. Черные точки оказываются при ближайшем рассмотрении двумя трёхколёсными пневматиками на огромных надувных камерах. К каждому прицеплены сани. И человек восемь народу. Машут нам, приглашают подсесть. Сейчас дойдём до оконечной точки нашего маршрута, потом и посмотрим - как насчёт подсесть. Вскоре наблюдаем домики на острове, ложимся на обратный курс. Дрёма спрашивает: "Будем ли садиться?". Хорошо бы. И покурить можно, с рыбаками погутарить. Держу высоту по прибору 100м. Над огромным озером этой высоты не чувствуется. Спрашиваю у Дрёмы - на какой высоте по его ощущениям мы идем? Он считает, что метров 30. И мне так кажется, но прибор показывает, что это обман зрения.

Снижаюсь против ветра иду в метрах 10 над озером. Вроде гладко можно и сесть. Сажусь рядом с рыбаками, подкатываюсь к ним. Вылезаем. Погодка обалденная. У земли ни дуновения. Рыбаки сами оказались с Твери. Хвастаются своими пневматиками, приглашают порыбачить с ними. Готовы выдать удочки, червей, водки налить и вообще. Общаться хотят.

Highslide JS

Но надолго нам задерживаться никак нельзя. Солнышко работает уже вовсю, наст уже растаял. От рыбаков узнал, что есть у них в Твери аэропорт Змеево, где мужик тоже летает на дельте. Правда, дельталёт у него с Бураном. А поначалу они подумали, что это как раз он и летит. Оказывается, Мигалово – это военный аэродром. Будем знать и не будем туда соваться. И еще узнаём, что поблизости два немецких самолёта с войны лежат. Один мессер недалеко от места где они рыбачат. Лежит в болоте ближе к речке Созь ( туда рукой махнули). Другой где-то возле Гориц. Оба немецкие. Нужно бы поточнее узнать про тот, который в болоте возле Великого и слетать туда будущей зимой. Еще оказывается час назад над Великим был такой туман, что ледобура рядом видно не было и рыбаки даже порастеряли друг друга. Что ж, вероятно, нам сегодня везёт. Как раз вовремя прилетели.

Домой, пора домой. Солнышко работает вовсю, и я знаю что вскорости будет, когда при этом ручку тянет вбок.

Прощаемся с рыбаками. Выруливаю между расставленных жерлиц на оперативный простор, взлетаю. Разбег очень длинный. Подтаявший снег не хочет отпускать дельталёт. Наконец оторвались. Может, винт имеет смысл поставить другой? Нужно бы посоветоваться с мужиками.

Курс домой. Забираю чуть вправо – пытаюсь рассмотреть немецкий самолёт. Бесполезно. Тут целенаправленно искать нужно, да ещё и солнце в глаза. Видно, не сегодня.

Перелетев болото, возвращаемся домой чуть другим маршрутом – ближе к дороге и цивилизации. Солнышко работает в полную силу. Возникает мысль, что наверно, зря садился и тратил время. Но нет, не зря. Пока всё в норме, подумаешь, вправо тянет и колбасит маленько. Просто правые развороты убираем из программы и всё.

Оопс, а что это у меня со скоростью? Желтая сигнальная лампочка прибора начинает мигать. Stratomaster показывает 64, 65, 60 кмч. Взгляд на GPS – на нём 94, 95. Понятно. Пока я взлетал с Великого озера, мокрый снег залетел в трубку ПВД и сейчас вероятно примёрз. Это-то как раз совсем не страшно. Как учил Кареткин, приборы на дельталёте нужны для общей информации, а не для руководства к действию. При посадке скорость задаётся положением ручки, а не гипнотизированием прибора. Впрочем, я на скорость по прибору в полёте и так смотрю, только чтобы скорость ветра оценить.

По дороге Дрёма просит снизиться, чтобы заснять живописную церковь. Весьма осторожно снижаюсь до 80м и с небольшим креном влево огибаю церквушку. Сколько их таких разрушенных стоит по всей России. Нет им числа и счёта. Как просто что-то разрушить и как же не просто создать.

Вот и родное поле. Судя по колдуну ветерок приличный и термичка. Да еще и начало глиссады сейчас прям над высоковольткой. Собираюсь. Захожу. Посадка - да блин, это точно тройка с минусом. Не фатально, конечно, но я своей посадкой не доволен. Прав был Кареткин, когда говорил, что в полёте отвыкаешь от земли и чем дольше полёт, тем сложнее посадка. Да еще вправо тянет, да ещё кабанчик сзади, да ещё ветерок весёлый, да еще термичка.

Глушу. Курим. Осмысливаю. Слетали конечно классно, но на будущее, если почуствовал что-то не так, садись и разбирайся. Нельзя на «потом» откладывать. И фотик нужно на земле готовить. А то снял-то всего пару кадров. Как-то совсем неудобно снимать, когда тащит вправо. Да ещё на экранчике из-за яркого солнца ничего не разглядеть.

Больше всего сегодня, конечно, меня поразила разница в погоде. На Великом озере просто Таити - солнышко и ни дуновения. А у нас тут дует вовсю и, оказывается, уже давно.

Сегодня летать было даже жарко. Во-первых, утаскивание вправо отрабатывать приходилось, во- вторых, паралончик к карманам для рук подшил, щели заткнул и руки были в тепле. Да и весна уже…

Закрытие сезона

ХХ апреля

Весна весна. Удастся ли полетать? В Москве уже всё потаяло. По крайней мере, дороги уже растаяли все. А до ВПП то рулить мне приходится каждый раз по асфальтовой дороге 500 метров. Но не будем загадывать, что -нибудь придумаем.

Подъезжаю к месту. Так и есть, всё растаяло. Голый асфальт, на лыжах никак не проехать. Утром посмотрим, ложусь спать.

Утро встречает плотным сырым туманом. Из Дубны должен подъехать Андрей – с ним и выкачу аппарат. Но туман уплотняется, летать нельзя. Звоню Андрею, чтобы ехал пока на рыбалку, сам завожу Буран и укатываю себе ВПП что называется на «огороде». Надо будет летом разровнять там ВПП. Пока там сплошные бугры. Правда из-под снега они, слава Богу, пока не торчат.

Мне пришла мысль, что если осядет этот туман, то взлететь с огорода, перелететь на "взлётное" поле и дальше летать уже оттуда. Снег стал похож на полурастаявший в воде сахар. Не держит совсем - ноги проваливаются почти до самой земли. Аккуратно, чтобы не перегреть Буран при имеющихся +5 укатываю 5х140м ВПП вдоль дороги. Буран недовольно греется, но покрытие получается вполне. Лыжи дельталёта вроде не должны проваливаться. Хорошо, сперва попробую взлететь, а уж потом решу взлетать или нет. В случае чего - просто потренируемся в сборке- разборке крыла и перетаскивании аппарата.

В конце концов туман рассеивается и моментально появляется Андрей, который так хотел сегодня полетать, что забыл на свою рыбалку ледобур. Очень вовремя. Выкатываем аппарат. Упираясь не по детски выталкиваем его на лыжах до укатанной Бураном рулёжки, где его и собираем. Из Дубны подъезжает Паша. Вот кого нужно сегодня будет непременно покатать, если рыхлый тающий снег даст добро на взлёт. А выглянувшее из тумана солнце ещё быстрее разъедает снег.

ПМУ, ветерок совсем слабенький, но боковой. Горючки треть бака – сегодня больше и не нужно, да и каждый килограмм на счету. Выруливаю на самое начало импровизированной укатанной ВПП, даю газ, пробежка. Вполне пристойно. В одинарном варианте должен взлететь с "огорода", но с пассажиром лучше и не пробовать. Стоит при развороте передней лыжей заехать в неукатанный снег, как она проваливается и приходится изрядно газовать, чтобы сдвинуть аппарат. Возвращаюсь на старт. Газ, разбег. Предательски быстро приближаются провода и столбы. А там еще и дорога к ферме на насыпи метра в полтора. Прокручиваю в голове, что если не хватит высоты перемахнуть провода? Придётся протискиваться между проводами и этой насыпью. Но разбежавшись штатных метров 80, из укатанных 140, дельталёт отрывается и свечкой уходит вверх. Уфф, пока всё нормально. И крыло никуда не тащит – отрегулировал. Привыкаю к чувству полёта, слушаю аппарат и погоду. С погодой всё нормально, тихо, болтанки совсем нет.

По коробочке захожу на посадку на полосу, с которой взлетел. Надо сказать, что зимние полёты с поля совершенно избаловали. Зимой можно взлетать и садиться на поле строго против ветра, и не нужно попадать в полосу. Сейчас другая задача, попасть строго в полосу не ахти какой длины, да ещё и с боковым ветерком. Слева от полосы насыпь с дорогой, а с права бугры, которые уже показались из под снега. Внутренне собираюсь, с учётом сноса захожу на посадку. Попадаю точно в самое начало полосы, мягкое касание, а дальше аппарат на лыжах присев на нос начинает тормозить так, будто жму что есть силы на тормоз, которого нет. Остановился. Подумал. Вроде о ' кей. Будем сегодня летать.

Отправляю мужиков на буране укатывать на поле такую же взлётку, как та, с которой я взлетал. Заодно даю им колдун и кучу импровизированных флажков из ленты для огораживания препятствий. Сегодня полосу как-то особенно обязательно хочется видеть.

Highslide JS

Пробую изготовленную мужиками полосу. Кривовато как-то получилось, но пойдёт. Сажаю Пашу. Это его первый полёт. Разбегаемся. Есть отрыв, набираем. Опять пассажир орёт мне в уши, что ему хорошо и что мы, оказывается, летим. Всё! Точно теперь буду громкость уменьшать или выключать в первом полёте. Идем по стандартному маршруту – до Ильинского через Труфаново и Ромашково.

Лепота. Болтанки нет, правда, небо облаками затянуло. На обратном пути делаю роковую ошибку - спрашиваю Пашу - хочет ли он посмотреть на что способен Форсаж? Он не против. На безопасной высоте, пару энергичных поворотов с отдачей ручки, пикирование, горка. Говорит, что нормально. Ладно, набираю высоту, покажу спиральку. Набрав метров 500 срываю аппарат, увожу в спираль. Первый виток, второй, третий – спрашиваю: ” ты как ? ” Отвечает, что нормально. Ну тогда еще четыре виточка. На 150 выхожу из спирали, по коробочке захожу на посадку. Захожу над лесом. Против закатного солнца, которое опять, так некстати сейчас показалось из-за туч, ни шиша не вижу. Ни укатанной мужиками полосы, ни флажков по её краям. Комментирую это всё вслух и со словами да и Бог с ней, с полосой. Сажусь на поле. Аппарат, зарываясь передней лыжей, энергично тормозит. Столь энергично, что даже есть попытка боком развернуться.

Высаживаю Пашу и наблюдаю, что он зелёный. Спрашиваю ты как – он говорит нормально, только мои комментарии по поводу «не вижу полосы» его, кажись, здорово напрягли. Да и спиралька, видать. Совсем видимо я не прав, напряг мужика в первом полёте. Переборщил. Ладно, отойдёт.

Сажаю Андрея, выруливаю. Полный газ, разбегаемся – нет отрыва, дальше - нет отрыва, скорость уже сумашедшая, еще дальше-нет отрыва. Точка принятия решения. Всё - сбрасываю газ. Как только сбросил газ, в тот же миг, аппарат отрывается и просто подпрыгивает на пару метров над землёй. Почувствовав это, я опять жму газ в пол и мы свечкой уходим с изрядным запасом до проводов. Отдышавшись после такого взлёта, в очередной раз чувствую, что со взлётом у Форсажа явно что-то не то. Почему аппарат оторвался, стоило мне сбросить газ? Может винт высасывает воздух из под крыла, и уменьшает подъёмную силу? Иначе никак не могу представить себе такой эффект.

Ладно, взлетели. Крайний взлёт с пассажиром на сегодня. Летим над ближайшими полями перелесками, деревнями. Солнышко опять показалось из-за облаков. Хорошо. Дал Андрею фотоаппарат, чтобы нащёлкал окрестностей. Речка Лужменка частично вскрылась живописными разводами. Глядишь, что-нибудь из фотосесии да выйдет. Полетав с Андреем минут 20 над полями мы берём курс на озеро посреди болота. Очень хочется это озерко зафиксировать в GPS и сходить к нему ножками с ружьишком на гуся. Говорят, раньше на месте этого озера был лес и глухариный ток. Но однажды всё ушло под землю и образовалось озеро. Пролетая над озером, видим промоины во льду - явно ключи бьют. Может, там и пещера есть. Интересно было бы в сухом костюме нырнуть и посмотреть. Вообще местные озёра небольших размеров и похоже карстовые. Многие по форме близки к идеальному кругу.

Highslide JS

Налетавшись, заходим на посадку. Полосы всё равно против солнца не увижу, так что опять сажусь на поле. Садимся вполне пристойно. Остановившись после пробежки, высаживаю Андрея. Мне опять взлетать, чтобы перелететь ближе к дому, но слава Богу, в одиночку.

На развороте передняя лыжа неожиданно застревает, да и задняя проваливается. Из-под задней лыжи показалась вода – кажись под снегом лужа. Приходится вылезать, и с помощью мужиков выталкивать аппарат. Заодно выгребаю снег из обтекателя. Его опять набилось немеренно. Липкий, тяжелый.

Без пассажира взлетаю без проблем. Опять аккуратненько захожу на огородную ВПП, сажусь. ВПП еще более раскисла, и при пробежке аппарат проваливаясь передней лыжей, норовит повернуться боком. Остановился. Подруливаю к месту сборки аппарата, глушу. Пока разбирали аппарат, подъехал егерь Николай с явным намерением прокатиться.

Но сегодня это точно не получится, ибо всё - зимний сезон окончен.

заметки | 2006г. Лето, осень

Первые полёты на лыжах
Сегодня очень холодно
Чтобы не обморозиться приходится летать в респираторе
Глаза пассажира в первом полёте говорят громче слов...
Что ж ты не заводишься?
От деревни до ВПП 400м по дороге, которую гордо называют "рулёжкой"
Дорога в небеса расчищается лопатой
Первый полёт у Юры случился в День Рождения
Видимость так себе - идём по GPS-у
Внизу бескрайние болота Оршской системы
Часть маршрута до озера "Великое"
Рыбаки хотят общаться. Их пневматики выглядели просто черными точками в бескрайних просторах этих мест
Речка Лужменка уже вся в проталинах и похожа на змею
Карстовые озёра тверской губерни похожи на блюдца
© aes 2007