Путь в трёх измерениях...

А.В.КАРЕТКИН
 

Хроника странного перелета

Часть 2
 

Продолжение

Ребята потом удивлялись, как  я через шум работающих двигателей  это расслышал? А очень просто!  Наушники моего «Демкома» растрескались и потеряли эластичность от старости, вот и  слышу все чего не надо.

          Сруливаем с полосы и глушим моторы. Исаков  вновь отправляется на КДП.
Вернувшись с КДП он  попросил отныне и навеки записать его в партизаны. Аминь! 
Законным путем отныне мы вылететь не могли. Недосказанно, намеками нам дали понять... вот закончится смена, на КДП повесят замок и тогда... Или завтра утром, до того, как ...

         Никаких обид на диспетчеров у нас не  было. Мы понимали - таков уряд… Кроме того, в тот же час от Евгения Кожевникова  поступила   информация – в Алферьево гроза с градом.. Так что  диспетчерам,  даже, можно сказать спасибо!

Highslide JS

Вечером к нам заехали тверские самодельщики. Посидели у костра, поговорили  о насущном:  полетах, двигателях, винтах, крыльях. Замечательные ребята! Среди них мы  чувствовали себя  как дома. С такими ребятами – нам везде  дом!

          И вторую ночь мы скоротали в штурманской аэроклуба под шум дождя и шорох веток по оконному стеклу.

18 мая 4часа 30 мин утра

А аэродромный «колдун», похоже, спать не ложился! На летном поле ветренно и зябко. Заканчиваем сборы. Как бы для себя, проходя мимо собирающегося к отлетуЖени Табакеева, бормочим:
         - Как бы GPS не забыть... Как бы GPS не забыть...

        5 час 00 м  Плотным кильватером выруливаем к полосе  и сходу взлетаем. В затянутом  развороте набираем высоту. До  300 метров приземная болтанка вытрясла  остатки сна, зато выше  стало спокойно и тепло. Кажется ожидается боковой ветер по ЛЗП. И то хорошо!

Город спит еще не догадываясь  о нашем бегстве. Аккуратно обходим его  с северо-востока.
Мой GPS уверенно тычет в сторону Лотошино, но я какое-то время пытаюсь привязаться к ориентирам  используя карту. Не получается. С высоты 500 метров видимость не более      3 км, а   карта   1: 800000. В конце концов бросаю возню с картой.

GPS  занятная штуковина,  все он знает –и  куда лететь и какя путевая скорость и сколько времени до цели, вот только что  делать, если это чудо  электротехники погаснет? Огорчает еще о обстоятельство –  боковой ветер  здорово подьедает путевую скорость. Приборная -85 км/час; путевая скачет от 50 до 65 км/час. На трайке, как на велосипеде, куда бы не летел – все против ветра!

Более часа в воздухе.  Под задницу уползает однообразный равнинный пейзаж. Никакой пользы для души! У себя на площадке я бы за это время уже накувыркался вдоволь и был бы полон эмоций.   От скуки  пялюсь на циферблат GPS. Совершенно унизительное дело! Кроме того начинаю подозревать, что прибор замыслил  неладное! Его стрелка поделилась на три части – носик  стрелочки и ее хвостик  сами по себе, а  средняя часть отлезла    вбок. Чтобы это значит?
Успокаивает только то, что в окошечко «расстояние до цели»  стабильно сбрасывает  сотни метров. Все-таки я лечу к цели.

Тем временем  белый  «Аэрос» Исакова  на пару с  «Поиском» Табакеева постепенно  отваливали все дальше и дальше вправо и уже почти растворились в дымке.
С. Цветков и А. Бабкин держатся  рядом со мной.
Эх! Знали бы они что творится в моей штурманской рубке...

Не было бы горя, да несчастье помогло

Вот и река Шоша.  Ну и речка! Кто же так при сотворении нахалтурил? Взяли  да бросили на землю синюю путанную ленточку. Хоть бы размотали.

1 час 25 мин в воздухе.  Избыток  свободного времени позволяет вдоволь пофантазировать о последствиях вынужденной посадки, тем более что подо мной поплыла какая-то дикая, непролазная чаща  Еще появилась тревога  об остатке топлива. Дело в том, что у меня установлен таганрогский винт из первых серий еще с  мягкой оковкой. Эта оковка – вся в зазубринах -  лопасти не режут, а пилят воздух.  Вообще-то этот винт я еще два года назад к потолку сарая привесил, но  пришлось его опять «мобилизовать». Двигатель   вращая  эдакую пилораму,. перерасходует топливо.

1 час 45 мин в воздухе. Враждебная чаща позади. Ожидаю увидеть  Лотошино
Но – шиш!  Цифирь в окошечке  дойдя до значения  «11км 600 м»  вдруг остановилась и…пошла в рост!
Получается, что я лечу  мимо цели! Но стрелка! Она-то куда смотрит?! 
Отпускаю  ручку и перестраиваю прибор на Алферьево. Если он не сработает, придется садиться  и «брать языка»  Но прибор срабатывает и  дает команду довернуть вправо на 30 градусов,   пообещав прибытие через 7,5 км.
Действительно, через несколько минут впереди по курсу  показался аэродром.  Полеты и прыжки еще не начались  и мы садимся с прямой. Время 7 час 03 мин.

В прозрачном  25-литровом баке  трайка Цветкова плещется литров пять-шесть, не больше.(все-таки «Тайга» экономичнее Ротакса)  Свинчиваю крышку  своего  «бурановского» бака – верхняя полка сухая. Это значит, что  остаток менее трех литров.

Уж не знаю в чем была ошибка и почему    GPS повел  меня  мимо Лотошино, почти по прямой на Алферьево,но именно. это  спасло меня от  полного «обсыхания»  и вынужденной посадки.
Спустя  десять минут приземляются Исаков и Табакеев. Все в сборе.

Highslide JS

Как думаете, кто подьехал к нам первым?  Конечно  Евгений Кожевников – бессменный  ( и, дай ему Бог, чтоб вечный!) хозяин аэродрома Алферьево. Один из столпов отечественной  аэроклубной авиации. Сфотографироваться с ним в одном ряду – это честь и мы не упускаем  своего  шанса.

Кожевников   даже не пожурил нас за то,  что мы «упали» на его поле эдаким экспромтом и  без радиосвязи.О перепитиях нашего вылета из Твери он хорошо знал Напротив, он, даже, чуть  иронично шутканул по этому поводу:
            - Правильно! Так и должна летать малая авиация!

            В заключении нам предстояло совершить сорокапятикилометровый бросок до Ново-Волкова ( формально - до Ватулино ).   С учетом  встречного ветра это примерно  час полета.  Но прогноз на первую половину дня грозил  усилением юго-восточного ветра до 18 м/сек.  Уже задувало   5-6 м/сек. Надо было, как говорят в подобных случаях, рвать когти.

Скинув запасенные канистры, заполняем баки – все, кроме С. Исакова. Помнится мне, что улетая из Змеево он отказался брать канистру.  А ему предлагали!

Наша машина сопровождения под управлением Володи Гнетова гнала изо всех сил, но прямой автобан между Тверью и Волоколамском еще не  проложен, поэтому мы теряли драноценное время.   Возникшее затруднение разрешил сам Евгений Кожевников -  на своей машине, по личной инициативе он отправился за бензином.  Я едва  не провалился сквозь землю в тот момент. Ну, Исаков!

Аэродром уже начинал оживать и как раз самое время его начальнику мотаться  за бензином определенным раздолбаям!

Бензин пришлось ждать более получаса.Тем временем  ветер у земли усиливался - парашютисты на своих «крыльях» заходили на цель  почти вертикально.  На кратком предполетном брифинге мы решили, что если путевая скорость на высоте 200 метров после взлета  окажется ниже 35 км/час, то  возвращаемся и  пережидаем до вечера.

Западня 

 

Но после взлета  путевая скорость оказалась  за семьдесят! Вмиг прошли Волоколамск, проплыл внизу мемориал  28-панфиловцам.

Как  все  хорошо складывается! Лететь легко и приятно. Может так и долетим?
Щас! Небесные черти ( Кстати, если  вы сомневаетесь, что такие есть – это напрасно!) уже  заманивали нас в ловушку . После 20-ти минут полета легкие воздушные неровности  сменились  колдобинами. А вслед за колдобинами мы «выехали» на… минное поле. Наша эскадрилья рассыпалась - каждый искал себе «укрытие» исходя из собственного понимания закономерностей формирования турбулентных зон.

Исаков резко  увеличил скорость и пошел на прорыв в одиночку, постепенно превращаясь в точку на  белесом горизонте. Табакеев наооборот сбавил ход и занял позицию ниже и справа.  Цветков, как ведомый в бою – был как всегда  рядом. А вот куда делся Андрюха Бабкин? Еще пять минут назад я наблюдал его чуть позади и слева.

В районе  большой запруды встаю в вираж. Цветков – тоже. Белого трайка Бабкина в воздухе нет. Пройдя в обратном направлении пару километров ищу его на земле м и тоже не нахожу.  Скоро понимаю бесполезность  такого поиска. Возвращаемся  на прежний курс.

Триумфального финиша не будет  –  эскадрилья потеряла боевой порядок -один вперед ломанулся, другой где-то позади пропал и это за 15 км до финиша! Позор!!

В воздухе  совсем  не комфортно. На  водной поверхности, даже с высоты, отчетливо видны  пенные буруны; листва деревьев вывернулась нижней, светлой стороной,   макушки свернулись  набок. Только  остроконечные ели сохраняли достойный невозмутимый вид, да и то, если приглядеться –  качались и они. Невидимые небесные черти бесновались на полную катушку.

Пробиваться вперед становилось все труднее, но  запаса управляемости еще  хватало. А вот на на душе было тяжко.
Наконец показалось Озернинское водохранилище. Оно   завешено плотным туманным маревом, какое бывает на гребне шквала, когда масса воздуха как бы спрессовывается и теряет прозрачность. До цели осталось всего несколько километров. Развеселые оказались эти километры.Я  мысленно благодарил Сашу Русака за прочный и замечательно управляемый «Атом» и проклинал себя, что с начала года так и не собрался подтянуть привязной ремень, из-за чего пару раз  воспарил над  сидением. Неприятно!

Плотно, парой с Цветковым подбираемся к посадочной площадке. Исаковский «Аэрос» уже там. И цел!  Захожу на полосу. Напоследок получаю  от чертей копытом в приземном сдвиге, но благополучно  зацепляюсь колесами  у дальнего конца полосы.

Вслед за мной заходит Цветков. Ярко-синяя плоскость его «Атома» в крутом пикировании, как ножом прорезает приземный слой и вот его трайк катит по земле. Успеваю отметить, как замечательно работает у него амортизация.
Рогатые попытались отыгрались на   Жене Табакееве. Его трайк под 18-метровым «Небо-18»  буквально скрутило в последний момент перед приземлением  мощным порывом ветра.  Но Женя  удержал его,  исполнив невообразимый припляс с колеса на колесо. Снимаю шляпу перед нашим ветераном!

Первое, что я услышал выключив двигатель – звонок мобильника. Звонил Василий Иванович Лопатин ( вот  кто ночи не спал из-за нас! )
- Все долетели?
- Василий Иванович,  четыре борта на КПМ, но Бабкин потерялся. Сейчас будем думать, как его искать
- Бабкин мне отзвонил, он сел у деревни Шитьково. Сейчас с вами свяжется.

          
Прежде чем отправится за Бабкиным, надо оберечь крылья от  жестокого ветра. Поочередно помогаем друг другу  в  демонтаже.
Интересуюсь у Исакова, какого черта он драпанул, оставив всю группу посреди пути?
- Я побоялся, что не справлюсь с болтанкой, руки стали уставать!       

Интересный  звездолет, этот «Аэрос» с крылом «Профи»! До Исакова на нем летал другой владелец, кстати мастер спорта по биатлону и тоже жаловался на усталость в болтанку. Теперь  у КМС по плаванию Исакова  тоже в болтанку руки отсыхают. Почему же у нас с Цветковым и у Табакеева  даже истомы в мышцах нет? Может чего-где у «Профи» подкрутить надо?

Экспедиция за А. Бабкиным

            По карте  по прямой до Шитьково не более 15 км, но  по дрогам не менее пятьдесяти.  Отправились на одной машине ВАЗ-2104.
           Нашли быстро. Бабкин расчетливо подсел у характерного перекрестка дорог, на открытой местности. C  некоторой досадой  но и с юмором он поведал о своих переживаниях в воздухе, предшествовавших решению на вынужденную посадку и про саму посадку – а посадка была «веселая»- черти до последнего не отпускали трайк…Суть  такова – оценив  обстановку в воздухе и исходя из своего опыта, он решил прекратить полет. Все закончилось благополучно.
             А вот с погрузкой трайка  вышло затруднение: высокий обтекатель «Тугарина»   едва поместился в багажнике, ноего  дверца высоко  задралась. Поэтому крыло на багажник не легло.

Highslide JS

Пришлось вызывать  Женю Табакеева и «Нивой».
          Конечно,  если на такой случай  предусмотреть  специальное приспособление,  второй автомобиль не потребовался бы.. 
          
           PS  Поздним вечером под шум не прекращающегося  ветра мы возобновили традиционные кофейные посиделки под навесом, прерванные трехдневным прелетом. Поочереди и все вместе  мы ворчали, ерничали и  божились, что отныне никому и никогда не удасться втянуть нас в подобную  авантюру. В общем рассуждали здравно, даже, мудро.

И вдруг меж всплесками  шального ветра откуда-то прозвучало:
-А не слетать ли нам...( ? )
Нет, послышалось... Это, конечно,  вечный бродяга-ветер подшутил над нами!
А, впрочем?, ...

19 мая 2010 г  22 час 30 мин  ПП «Парус» Рузский р-н

Техника участников перелета:

 

     Трайк/ год.

 Крыло/нараб.

Дв-ль/нараб.

Возд. Винт/нараб.

Кареткин А.

«Гидраэр-06В»/1994     

«Атом»/ 280ч

«R-503»/ 200 ч

Таганрог

Бабкин А.

«Тугарин»/2007

«Марлин»/30

«Тайга»/170

Лугапром/170

Исаков С.

«Аэрос» / 2005               

«Профи»/300

«R-582»/100

«Аэролюкс»Киев

Цветков С.

«Навигатор-2»/2009

«Атом»/ 100 ч

«Тайга»/ 200 ч

«Лугапром»./80

Табакеев Е.

«Поиск-06»/2003.

«Небо-18»/80

«R-503»/80

Лугапром/80

Отказов, неисправностей техники за время перелета не было.  

назад

Этот Як-12 восстановил практически «от рамы» тверской энтузиаст. В одиночку! Давайте снимем перед этим человеком летные фуражки с крабами!
18 мая 7 час 30 мин аэродром Алферьево Наша группа вместе с Е. Кожевниковым
Погрузка трайка А.Бабкина в машину у дер. Шитьково
© aes 2007