Путь в трёх измерениях...

А.В.КАРЕТКИН
 

Хроника странного перелета

Часть 1
 

Предыстория

Highslide JS

С чего все началось, я успел позабыть. Подозреваю, это все ловко затеял Олег Сторожихин, (кстати - сотрудник МЗЦ ОРВД). Нечто похожее он уже затевал несколько лет назад... Чего так Сторожихин неровно дышит к тверской губернии, у меня есть, конечно, определенные соображения, но они темны и здесь им не место, тем более что перелет приурочен к такой святой дате.

"Подготовка" к перелету началась заблаговременно, эдак месяца за два. Проходила она шумно, весело, подпрыгивая, поэтому кавычки здесь не случайны. Началась она с составления очень смелой сметы. Позже смета вообще потеряла стыд...

Почти ежедневно Сторожихин в манере диктора Левитана извещал меня об очередных сокрушительных успехах в деле организации перелета, зачитывал в телефонную трубку барские резолюции на челобитных. Могло показаться, что губернаторы Московской, Тверской области и мэр Москвы лично понесут нас на руках по всему маршруту...

Ближе к маю обстановка накалилась. Случилась совсем беда - возник штаб перелета. Сторожихин и В.И. Лопатин настаивали на моем присутствии на заседаниях. На первое заседание я исхитрился не явиться, но на второе был практически конвоирован лично Василием Ивановичем. Лопатин (не первый год другу друга знаем…) не без оснований полагал, что и на второй шабаш добровольно я не явлюсь.

Благородное собрание во главе с генералом заседало в Доме ветеранов боевых действий на проспекте Мира. Кого только туда не надуло! Пресса, помощник депутата, представитель ФСБ, вице президент какой-то авиакомпании….

 Вдохновенное вступительное слово ни о чем произнес Сторожихин. Потом заседание налегло на меня с вопросами
 - Как идет подготовка? Что сделано?
Ну, я не первый раз в цирк пришел, поэтому бодро отбрехался в стиле монолога Жванецкого о собрании на ликеро-водочном заводе. Но встрял бдительный феэсбешник:
 - А как вы подтвердите готовность экипажей к полету?
 - А кто удостоверит готовность техники?
Феэсбешник упорно нащупывал слабое место в моей обороне. И, змея подколодная, все-таки укусил меня подлым вопросом:
 - А кто и как будет осуществлять медицинский контроль на маршруте?
 Мне враз все надоело, и я ляпнул:
 - Как всегда осуществляли, так и будем осуществлять - сами
 Бояре досадливо закачали головами и загомонили:
 - Ай-ай-ай! Не годно так, лекарь нужон спесьяльный
 - Да-да, и с передвижной каморой лекарьской!
 Бездельник-феэсбешник засиял. Но рано он радовался – бояре наскоро сообразили, что и лекарь спесьяльный и передвижная лекарьская камора  – это им же головная боль и убыток, а поэтому удивительно дружно вопрос замяли.
 Далее отзвучали стандартные реляции о готовности прессы ярко освещать событие, представитель авиакомпании «Полет» побожился выложить сто тыщ наличными на экспедицию и т.д.

В апофеозе, где-то в горных высях величественно прогрохотало:
 -Двести тысяч от «Единой России»..., двести тысяч от «Единой России», двести тыся......

 На этой высокой ноте заседание завершилось
 Дежа вю какое-то! Как программу «Время» просмотрел...
 На все последующие заседания даже сам Лопатин не сумел меня заарканить.
 Но упорный Сторожихин продолжал бомбить меня добрыми вестями, поэтому следовало готовиться к худшему...
 И худшее случилось.

14 мая 2010 г. Площадка «Парус» на Озерне. Вечер. В неполном составе завершаем тренировочные полеты. У меня звонит мобильник:
- Сторожихин на связи… Ребята! Вылетать надо завтра утром.
- На 16-е же планировали! У нас команда еще не в сборе!
-Ну, так вышло...Ребята, ну очень надо...

Памятуя предыдущую подобную экспедицию, я зарекся отрывать зад от земли не получив прежде  хоть какие деньги, хотя бы на ГСМ… Плавали... И потому был категоричен.
Сторожихин прикатил под ночь. Получив от него семь тысяч рублей, отправились заполнять канистры на ближайшую АЗС.

Сборы к отлету заканчивали в полнейшей темноте. Пятый член нашей команды – Сергей Исаков испытал легкий шок от столь легкомысленной подвижки планов, но обещал поднапрячься и присоединиться к нам в воздухе, в районе Тростенского озера.

Начало перелета

15 мая 2010 г 6 час 00 мин Сумрачно и ветрено. Прогреваем моторы и ожидаем, пока Женя Табакеев найдет свой GPS. Наконец он находит его в траве возле аппарата.
   Взлетаем. В наборе разворачиваемся по фронту, чтобы постоянно видеть друг друга. Набираем 500 м. На крейсерском режиме (4900 об/мин) мой двигатель начал подергиваться. Ну, спасибо Ново-Волковскому АЗС №71 за бензинчик! То-то он так вонял ацетоном…
На траверзе Тростенского озера подстраивается Исаков на своем белом «Аэросе». Все в сборе. Следуем на Клин.

Отсутление
Планом полета нам предписано придерживаться МВЛ. Мы же летим вдоль шоссе по прямой на Клин. Если лететь «по закону», то, конечно, теоретически, мы попадем в Клин. Но практически это маловероятно, учитывая нашу скорость и запас топлива. Весь же маршрут, следуя по МВЛ, мы одолеем, может быть, ко второму покосу. Но отмеченную на УКЛ запретку аккуратно обходим.

Где-то на полпути под нами низко, в направлении Инстринского водохранилища, прошмыгнул трайк с белым крылом. Жизнь, однако, продолжается…
   ВПП аэродрома высветилось через дымку за много километров. Только потом открылся сам город. По стеклу шлема скатывались капли не то мелкого дождя, не то просто перенасыщенного тумана.

7 час 15 минут приземляемся на край аэродромной бетонки. Долго рулим в противоположный конец, к линейке вертолетов. На заброшенных площадках замерли списанные, поблекшие ИЛ-76 и Ту-134. Опустив крылья, старые самолеты угрюмо отворотились носами к лесу, наверное, чтобы не видеть взлетную полосу, на которую им больше никогда не дадут вырулить…Грустная картина!

Пребывание на военном аэродроме в Клину и то, как встретили и проводили нас военные вертолетчики, мы запомним надолго.
Ученые утверждают, что перемещение во времени невозможно. Врут! Мы несколько часов провели в том славном, уже утраченном прошлом, среди замечательных людей из прошлого, Военные вертолетчики, боевые работяги, настоящие русские люди - те самые, на которых держалась и держится держава.

Изношенная техника, вечный бытовой неустрой, безденежье, а у них загораются глаза, когда разговор о полетах. Господи, это в наше-то время! В каком же неоплатном долгу перед ними страна, а точнее – наша власть.
Эта, как ее ...демократическая...

Командир части нянчился с нами, как с детьми - провел по части, сводил в столовую, рассказал об истории полка… А когда мы изъявили желание улететь пораньше (торжественные мероприятия в городе благополучно прошли без нашего участия!), сделал все, чтобы помочь нам.

Утренняя погода к удивлению оказалась благосклонна к нам, но надолго ли? Не случится ли так, что просидим день на аэродроме, а к вечеру не сможем вылететь? По плану перелета вылет на Волжанку предполагался в 16 час по Москве. Казалось бы, что сложного изменить время вылета? Ха! Дежурной смене КДП полка потребовались немалые усилия, чтобы ржавый механизм ОРВД. со скрипом прокрутился и из его нутра, словно из висельной петли сдавленно прохрипело - «разрешаем». Ну зачем так выпендриваться? У нас что, воздушное пространство перенасыщено, как над каким-нибудь Сиетлом?
...«Модернизация, «иновании»...Фарс... Театр...

В самый момент перед вылетом командир полка почти насильно всунул нам пакет…с пятью бутылками клинской водки. Совершенно растерявшись от такого подарка, мы задали ему  воистину дурацкий вопрос:
- А почему пять?
- Так вас же пять летит!
 ...Железная логика.
А офицеры-вертолетчики еще «зарядили» в нашу машину наземного сопровождения целую упаковку клинского пива. На добрый путь!

Как обидно, у всех были фотоаппараты, но ни одного снимка никто не сделал…Как отсекло! Осталось  только доброе воспоминание о замечательных ребятах, наших собратьях по небу - боевых вертолетчиках.
В 11 час 30 мин вылетаем на Волжанку.

15 мая 2010 г 12ч30мин.

Первая часть полета параллельно Ленинградского шоссе не Бог весть, как сложна и я удовлетворяю, наконец,   любопытство –  как  Табакееву на «Поиске» с крылом «Небо-18» удается не отставать? Мой «Атом» забалансирован на 82 км/ачс. «Атом» Цветкова – тоже; «Марлин» А. Бабкина – 83-84 км/час; «Профи» С. Исакова – черт знает – у него триммер…И, конечно, мы летим легкой змейкой, чтобы выровнять путевую скорость, но все-таки интересно, не поджимает ли Женя ручку?
Highslide JS    Ан-нет! Не поджимает. Шпарит на 78 км/час и его ручка свободна!
   На подлете к Волге поправляю планшет с картой – впервые в полете! Аэродром Волжанка с грунтовой (замаскированной!) полосой прячется где-то в однообразных изгибах реки. Не прозевать бы.

Гостепримный хозяин аэродрома Игорь Иващенко встретил нас столь же тепло, как и военные, даже дружественно, без какой-либо «рассовой дискриминации», замечаемой частенько со стороны представителей «большой авиации».
Он детально ознакомил нас со своим авиакомплексом (другого определения Волжанки я подобрать не могу) .

Волжанка – специфическое явление в мире малой авиации – не то транзитный аэродром, .не то - база отдыха. Все «по-буржуйски» аккуратно и толково. Чтож, новые времена – новые веяния! Пожалуй, не за горами время, когда «рублево-успенская элита» заскрипит зубами от зависти к подобному продвинутому образу жизни.
Далее мы были переданы на руки хозяйке аэродрома, Лилии. Лилия – это женское лицо Волжанки – олицетворение уюта, заботы и еще многих-многих деталей, посильных только женскому пригляду.

Highslide JS

Наконец состоялась встреча воздушного и наземного эшелонов нашей экспедиции. Прибыли: О. Сторожихин, помощник депутата от «ЕР» А. Соколов, генерал-полковник Н.И. Москвителев и… другие сопровождающие лица. Лица оказались уже заметно «подогреты» и тем подпортили первое впечатление…По-началу я и к генералу отнесся соответственно (О, скольких  повидал!.) Поэтому когда Сторожихин вслух и громко предложил генералу завтра вылететь со мной на Тверь, я ухом не повел - какой там вылет на Тверь – сейчас они закатят банкет, а к утру забудут зачем приехали… Не впервой такое…

Но вышло иначе. Генерал по-доброму  разговорился с нами. С первых же фраз стало понятно, что Н.И. Москвителев – личность незаурядная. Настоящий летчик – 37 освоенных типов. Генерал держался для своих лет замечательно, и, главное, генеральские звезды не сгубили его человеческих качеств. Разговор получился ненатянутый и интересный, хотя недолгий - свита потащила генерала куда-то вглубь «инфрастуктуры Волжанки».

Как хорошо, что мы улетели из Клина в первой половине дня. Аккурат к 16-ти часам со стороны Клина небо почернело и послышались раскаты грома...

Highslide JS

Ночь мы провели в шикарных апартаментах, достойных новых русских. Настолько шикарных, что даже имея инженерное образование, я не справился с «джойстиком» управления душем. Справиться с душем смог только Володя Гнетов – большой мастак по всяким техническим заморочкам...

16 мая 7 час 15 мин.

Волжанку накрыл туман. Ждем. Перезваниваемся со Змеево.
У них погода еще хуже – контрольный ориентир (стометровая труба рядом с аэродромом) совсем не видна.

А генерал все же летит со мной. На летное поле он пришел со своим «ЗШ-5»! Сергею Цветкову досталось вести фотографа.
   Двигатели прогреты. Ждем. Женя Табакеев опять ищет GPS. Наконец находит его в недрах многочисленных навесных сумок своего трайка.
8 час 15 мин. Напряжение нарастает. В Змеево начинается мероприятие, а нас нет. Ощущаю, как приводится в действие «организационный пресс».  Но «наш человек» в Змеево - Андрей Маряшин – на связи каждые десять минут и придерживает нас .
Наконец Маряшин дает добро - труба полностью открылась.

Выруливаем и взлетаем. В наборе разворачиваемся и проходим, прощаясь с гостеприимной Волжаной и ее хозяевами.
На ста метрах набор пришлось прекратить – уперлись в нижний край облачности. Ну дела! Внизу сплошной лес, болота и ни единой пригодной полянки. Горизонтальная видимость не более 500 метров. Ориентироваться можно только по GPS.
Highslide JS У А. Бабкина и С. Цветкова . GPS нет, поэтому мы держимся максимально плотно. Тем не менее, периодически я встаю в спираль, обозначая место сбора. Генерал  понимает цель таких маневров и помогает мне сосчитывать «борта».  Так и летим 24 км в узкий затвор между макушками деревьев и нижним краем.

Сколь унизительна зависимость от GPS! Молодое поколение летунов этого не понимает - оно выросло среди дисплеев и клавиатур. Я же буквально горю от стыда. Я чувствую, как незримо, крыло-в-крыло со мной летят ушедшие в историю пионеры авиации, они презрительно поглядывают на недостойного потомка из-под матерчатых крыльев своих «блерио» и «фарманах»! Какой позор...
Бесовский прибор выводил меня на аэродром не точно. Я уже зацепился за крестики самолетов на поле и вышку КДП, а стрелка все косит куда-то влево. Может координаты КТА я не правильно завел, может, сами координаты неточны. На земле надо разобраться.
А вот «колдун» честен и точен. Строю заход против ветра.
Поочередно приземляемся. Заруливаем.

Праздничное мероприятие  в разгаре. Но, как я скоро понял, наши трайки с цветастыми крыльями здесь не более чем антураж и нам надо лишь тихонько отторчать тута рядочком до завершения праздника.
   Вдруг, как гром среди ясного неба - наше руководство, разгоряченное успехом, удумало разделить авиагруппу и разослать ее по частям в Торжок и Ржев, чтоб расширить фронт торжественных мероприятий.

Highslide JS

Мы отчаянно засопротивлялись всякому разделению. В критический момент нас поддержал генерал Москвителев. Угроза разделения группы миновала. Но возникли другие проблемы. Во-первых, необходимо пополнить запасы фуража и продовольствия, так как деньги заканчивались. Во-вторых, буквально на глазах стала портиться погода – вокруг Твери начали активно формироваться грозы. В-третьих, вдруг возникла полная неясность – куда дальше летим? Ржев по причине выходных не откликался (вот они – планы!), да и в Торжке нашему прибытию некому было радоваться...

Я бросился на поиски Сторожихина – выбивать деньги на наше дальнейшее неясное существование.  Сторожихин за версту чуя неладное, в руки не давался, но все же был отловлен и  принужден расстаться с десятью тысячами. Отдавая деньги, он едва не плакал. На мой наивно-провокационный вопрос – а чего, собственно, за печаль, если наша мошна полна спонсорских гривен, одна «Единая Россия» двести тысяч скинула, да авиакомпания «Полет» - сто? – Сторожихин проныл, что никаких таких денег никто не выделял, а дали только на значки и атрибутику. Получалось, что летим мы на его собственные деньги, от семьи отнятые.
Такой печальный финансовый расклад меня совершенно не удивил и не разжалобил.
Опять де жавю, как в предыдущем перелете...

Вечером  становище нашего руководства снялось и двинуло на Волоколамск. Вместе с ним сгинул и Сторожихин. Навсегда…
Чтоб окончательно испортить всем настроение, как бы просто так, я рассказал притчу, как однажды, одинственный раз за десять лет, меня подвел Ротакс.

Дело было в конце мая. Я не придал значения, что наша взлетная полоса заросла высокими всходами каких-то злаковых. А был самый разгар цветения и переноса злаковой пыльцы. В полете совершенно внезапно мой двигатель сбросил обороты до МГ и я вынужден приземлиться на подвернувшуюся грунтовую дорогу.
А могла бы и не подвернуться... На земле выяснилось, что  пыльца забила воздушный фильтр... Причем внешне это совершенно не заметно.
Никак более не комментируя сказанное, я уставился в точку.
...Промывать фильтры отправились все.

Highslide JS

Послепраздничная суета и неопределенность привели к тому, что 16-го мы никуда не вылетели и сбились с запланированного графика перелета. Предстояла ночевка на аэродроме.
Вечером Исаков наш бессменный механик Гнетов вызвали на бой зеленого змия. По утру, осматривая место битвы, мы обнаружили утраченную Исаковым кальчугу и другие доспехи, из чего следовало, что змей, имевший преимущество своего поля, убедительно победил.

17 мая. 8 час.утра.

Мы не можем никуда вылететь, так как наша заявка аннулирована. Да-с, господа! Никогда не нарушайте график перелета! Хоть чучелом, хоть волоком, но вылетайте в срок!
Отныне мы – на вражеской территории.

Тут решил блеснуть своими познаниями Сергей Исаков. Дело в том, что он обучается на пилота-любителя в каком-то прибалтийском забугорье, и там  набрался  много чего чудного в области  ИВС. Исаков решил пробить свой первый в жизни самостоятельный «флайт-план».
На вышку КДП я поплелся за ним не как командир авиагруппы, а как неодушевленное приложение. Дежурный РП весьма сочувственно отнесся к нашей проблеме и от души старался помочь. И еще нам помогала диспетчер Оля, девушка с красивыми выразительными глазами. Она успевала вести переговоры с бортами в зоне своей ответственности и одновременно заполняла бланк флайт-плана.

Пересказать увиденное и услышанное я не смогу, поскольку сразу впал в полную прострацию. Секунды пребывания на КДП казались мне минутами, а минуты – часами. Наконец, шатаясь и натыкаясь на углы, я вывалился на волю, где и был окончательно добит торжествующим Исаковым:
- Эх Кареткин, Кареткин! Вот учишь ты людей летать, а чему ты их учишь? Партизанству ты их учишь, а надо учить – как им законно летать!
Подошло время быть в дураках! Ну, поделом...

А из Волоколамска уже названивали. Больше всех беспокоился за нас...нет не Сторожихин, а генерал  Москвителев и Александр Соколов (тоже бывший боевой офицер).
Метео Твери давало пространный прогроз – повсюду грозы. Дозвонившись до начальника АСК МАИ Жени Кожевникова, мы  получили вовсе удручающее предупреждение:
- С юго-востока идет грозовой фронт. Шереметьево уже направляют свои борта в обход. Ожидаем грозу и град через два часа, но пока работаем...
Два часа! Гроза наперерез нашему пути. Откладываем вылет до 15 часов по Москве.
А в 15 часов 05 минут  блестящий флайт-план Исакова был … аннулирован! Это потому, что мы не перезаявились за положенные 30 минут
...Клянусь - в ту минуту за зеленым остеклением скворечни КДП я видел какие-то кривляющиеся тени, они корчили нам рожи и показывали языки...

Во второй раз идти на вышку я отказался. С Исаковым пошел Андрей Бабкин. Вернулись они минут через двадцать пять... Бабкин находился в возбужденно-возмущенном состоянии. От прежнего задора Исакова тоже не осталось следа. Но право вылета в 19 часов,  они, вроде как, отвоевали.

А тем временем погода подкидывала нам задачки одна за  другой. Вокруг аэродрома угрожающе гремели громы и сверкали молнии. Не успеет одна грозовая туча отбомбиться и отстреляться молниями и небо на ее месте просветлеть, как мрачнеет в другой стороне и все начинается заново. Аэродром залило. Земляные черви, спасаясь, выползали на асфальт рулежки.
Highslide JS Хазановское-  «... а в деревне Гадюкино опять  дожди» так и повисало во влажном воздухе Змеево.

Да, все-таки есть смысл путешествовать на СЛА с наземным сопровождением. Вот сейчас бы погрузились на машины и…с песнями, да с пивом – в путь. Выбрались бы за границу дождя, отряхнулись бы по-собачьи и – снова в воздух. Это ж какое преимущество перед любыми другими летательными аппаратами. И еще, если вспомнить мудрую угрозу первой страницы Руководства по эксплуатации Ротакса (Ваш двигатель не сертифицирован, как авиационный и склонен к внезапным отказам, поэтому... и т.д.) то наземный эшелон – это очень и очень здраво.
А если еще  принять во внимание дикость средне-русской равнины... У-у-у-у...

...Дождь, обложной и с ветром лил и лил! Лишь к вечеру, наконец, небо стало просветляться...
   18 час 30 мин. Сворачиваем лагерь. Вещи – в машину. Топливо в баки - по заглушку. Запасные канистры – на заднее сидение. Перелет предстоит почти двухчасовой, вдруг напоремся на встречный ветер...
   Исаков отказывается от запасной канистры, говорит - топлива у него достаточно! (О, каким боком ему это выйдет …далее по тексту!). 
   19 час 55 мин рулим на старт. Надо бы с ходу рвануть, но задерживается на две-три минуты - у Жени . Табакеева  опять какая-то заморочка. Неужели с GPS?!         
   На исполнительном я стоял первым и первым услышал по громкой связи с КДП:
          -СЛА! СЛА! Вам вылет запрещен!

Продожение следует

назад

15.05.10 г. 12ч 10 мин. Прибытие на Волжанку. Андрей Бабкин и Сергей Исаков у своего «Аэроса»
Какая чудная картина - Женя Табакеев с Лией – хозяйкой Волжанки
Перрон Волжанки
А.К. Соколов – помошник депутата ЕР и генерал-полковник Н.И.Москвилев Волжанка 15.05.10 г. 13час40 мин
16.05.10 г. 7час. Перед вылетом с Волжанки на Тверь (наш фотограф, С. Цветков, А.Кареткин, генерал Н. Москвилев, Е. Табакеев)
16.05.10 г. 9 час 10 мин аэродром Змеево, прибытие.
17 мая погода испытывает наше терпение – весь день льет проливной дождь ( Андрей Бабкин невозмутимо пьет кофе на «острове» под крылом Е. Табакеева)
© aes 2007