Путь в трёх измерениях...

А.В. КАРЕТКИН

Собратьям моим – инструкторам лётного обучения
посвящаю

Ночь старого инструктора
 

      Похоже, в эту ночь мне сна не будет...
      Днём, когда ставил крыло рванул резкий порыв - тут бы мне крыло опереть, да переждать, а я погорячился, упёрся.
Теперь вот, спина….. Даже шевельнуться больно.
      Ещё эта темнота... Да, не засну.

      В проёме окна прочертили ночное небо яркие огни – борт из Домодедово курсом куда-то на юго-восток. Что за борт?
"737", "320-й"? Или ещё какой? Впрочем, какая разница! Все эти нынешние "эрбасы" и "боинги" на одно лицо , у них даже собственного голоса нет, того что был у старых добрых Ил-18, Ан-24. Те самолёты сразу узнавались в небе, у каждого был свой неповторимый голос.
      Под накатывающий волнами, зовущий за собой гул Ил-18 я вырос, мечтая о небе. До конца своих дней буду помнить этот щемящий сердце звук-музыку - реквием ушедшей эпохи.

……………………………..

      Ещё вдруг вспомнилось… Хоронили замечательного человека и пилота Петра Бромберга. Уже сказаны последние слова прощания, но оставалось ещё что-то очень важное, незавершённое. Все присутствующие сознавали это, но придавленные горем лишь понуро наблюдали за скорбной работой кладбищенских землекопов заканчивающих рытьё могилы.
      И это важное произошло!
      Из низко нависшей свинцовой облачности вдруг раздался надрывный гул мощных турбовинтовых двигателей, а вслед серой тенью мелькнул силуэт Ан-26.
      Как кстати оказался здесь, над раскрытой могилой этот случайный ( но никак не случайный!) Ан-26!
      Отсалютовав грохотом двигателей, да так что задрожал воздух, АН-26 исчез.
      Услышал, конечно же услышал некогда командир такого же Ан-26 Петр Бромберг этот небесные звук.
      Теперь можно и в вечность!

……………………………..

      А чего, собственно, я имею против этих "эрбасов" и "боингов"?
      ...Да дело не в "эрбасах" и "боингах". Они здесь не при чём. Ну почти не при чём.
      Тут другое…
      Как же быстро пролетает жизнь, тем более жизнь лётная!
      Ведь совсем недавно всё только начиналось. Будто вчера был тот первый, такой короткий и трудный отрыв от земли. Всего несколько секунд планирующего полёта вдоль крутого склона!
      - Я лечу! Я самый счастливый человек на свете!
И каким счастьем было обретение друзей- единомышленников .Уже сообща мы постигали премудрости совершенно нового вида летания, замышляли новые, всё более совершенные конструкции; строили, испытывали, набирались, опыта.
      Дорогой ценой добывался тот опыт. Мирное время, а мы несли потери. Не простым оказалось крыло Рогалло, с которого всё начиналось. Более и более усложняясь оно скоро даже отдалённо не напоминало ту греческую "дельту", за сходство с которой получило свое название.
      Современный дельтаплан скорее похож на раскинувшего крылья красавца орла или альбатроса.
      Когда подошло время моторного полёта, история повторилась. Опять боестолкновения с неизвестным. Опять продвижение вперёд на ощупь, интуитивно. Опять потери.
      А когда победа была совсем близка, грянули реформы. Для сверхлёгкой авиации они оказались разрушительными. Продвижение вперёд захлебнулось.
      Жизненный круг в авиации короток, нить преемственности рвётся легко и вот уже утрачивается кровавым потом добытый опыт.
      А за место него прорастает что-то сорное, неразумное.

……………………………..

      Да, не засну. Вот ведь какие мысли навалились.
      И ещё вот что тревожно - по утру выпускаю в первый самостоятельный учлёта Илью.
      Илья – учлёт толковый, отучился ровно, что называется "в графике". Я не доверяю учлётам опережающим "график".
Случались в моей практике эдакие таланты что наскоро схватывали приёмы пилотирования, да часто это оказывалось .
      Лучше если обучение идёт в графике, или, даже, учлёт немного "тупит", зато у него сложатся более крепкие навыки. Главное, чтоб учлёт старался.
      Другое дело если учлёт "тупит" безнадёжно и обучение превращается в дрессировку Тогда – стоп машина! Инструктор не чудотворец. Да и паскудно тянуть с человека его кровные без надежды на результат. Это рушит святость инструкторского ремесла.
      Ещё я понял под самую завязку своего инструкторства, что надо уметь отказывать, если учлёт явно мыслит куда-то вбок и "без царя в голове".
      Последней каплей стал недавний совершенно дикий случай.
      Некто П.налетал со мной три часа и отбыл домой с обещанием обязательно продолжить обучение. Сам же, видимо, решил что с него достаточно. Ещё он не учёл, что его былые самолётные навыки могут сработать против него Так и вышло...
      Два дня спустя никого не поставив в известность П взлетел на своём недавно купленном, ещё не облётанном и не отрегулированном дельталёте.
      После отрыва от земли дельталёт сразу повело вбок и, судя по всему, П ещё перепутал управление… Убился сам, принёс горе в семью, подставил руководителя площадки. Брызги грязи с места его падения долетели до меня.
      Ответственность инструктора и учлёта должна быть взаимной. Мы же взрослые люди!

……………………………..

      Илья – из правильных. Он дисциплинирован, рассудителен, старается анализировать ошибки и пилотирует уже вполне уверенно. Есть ещё кое-какие шероховатости, как без них. Ну, низковато выравнивает. Впрочем, в самостоятельном вылете это даже лучше, ведь облегчённый дельталёт выравнивается мгновенно.
      Ещё, иной раз, норовит зайти немного выше глиссады, но и это не беда! На нашей-то 600-метровой полосе это не критично. Такой заход на столь длинную полосу лучше, чем с недолётом, когда придётся сучить оборотами подтягивая к полосе, а потом "ловить" дельталёт при сбросе оборотов перед касанием.
      Ничего- ничего! Точность захода придёт с опытом.

……………………………..

      Спина сильно болит…
      А может всё-таки Илью ещё подшлифовать? Может добавить ему ещё вывозных в болтаночку, с боковичком?
      Нет, зря я страх нагоняю. Дюжина крайних посадок – твёрдый зачёт. Совсем неплохо мой учлет научился "думать руками". В одной из крайних посадок "конвейером" при сдвиге ветра он без моей подсказки ( да я, если честно, и прозевал тот сдвиг! ) подхватил дельталёт точным дозированным движением ручки. Сели как на перину!
      Нет, решено! Утром объявлю Илье:
      – Готовься к контрольным и самостоятельному.
      Одна из важных тонкостей лётного обучения – чтоб навыки пилотирования крепли вровень с психологической готовностью к самостоятельному полёту.
      С Ильёй в этом плане всё хорошо. У него всё вровень, он всё делает так, как учили.
      Из него выйдет толк.

……………………………..

      Боль в спине перетекла в правый бок. Правый бок битый. Когда-то ему здорово досталось. До сих пор помню мудрёное устройство тазового отдела, тогда же чуть не лишился правой почки, отбитой и смещённой при ударе.
      Но молодой был, выкарабкался.

……………………………..

      А может всё таки я чего не доглядел у Ильи? Может замылился мой оставшийся единственный глаз?
      В темной потолочной выси соткались страницы Программы первоначальной подготовки. Нет, всё только на "хорошо" и "отлично". Или я уже себе не верю?!
      Всё решено! Утром, на третьем контрольном, на глиссаде я выключу двигатель и после остановки – ему в глаза:
      - Готов самостоятельно?
      В такие моменты я не всегда вижу киношную "сталь в глазах", но готовность определяю безошибочно.
      Впрочем опасное это слово - безошибочно. Кто из нас летающих застрахован от ошибок?
      Не застрахован ни опытный пилот, ни инструктор, ни, тем более, новичок делающий в небе первые шаги. Небо – не плоская шахматная доска с 64 клеточками. Да и та вмещает неисчислимо вариантов. За тысячелетнюю историю шахмат казалось бы все ходы разобраны и ничего нового на этих клетках уже не придумать. Но всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. К тому же шахматные фигуры не ломаются в разгар игры, как случается с нашими летательными аппаратами.
      Тогда как спрашивать с нас эту самую безошибочность?
      Инструктор СЛА – расстрельная профессия Инструктор СЛА, как волк на травле, обложен запретными флажками невыполнимых приказов, директив, указаний.
      В "большой авиации" всё устроено ловчее. В "большой авиации" от курсантских годов до пенсии пилотов постоянно кто-то учит и проверяет…
      У нас же в сверхлёгкой авиации - беда… Немногие из закончивших первоначальное обучение остаются под инструкторским приглядом - большинство разлетается по своим "партизанским весям".
      На какое-то время остаётся связь по телефону. Поначалу звонят часто, засыпая вопросами. Потом - реже, потом - совсем редко.
      А потом приходит время внезапных звонков, от которых вдруг прошибает холодный пот…
      Но когда бывшие учлёты совсем не выходят на связь – ещё хуже.

……………………………..

      17 июня 2015-го, как выстрел в сердце, звонок жены моего бывшего учлёта Владимира Котина…
      Володя! Ну зачем ты взялся обучать, да ещё на чужом не оборудованном дельталёте! Ты же обещал не делать этого! Этот грех ты унёс с собой или оставил его мне?
      Ненавижу телефонные звонки. Ненавижу, когда долго не звонят…

……………………………..

      Ночное небо синеет с востока. Скоро из ближнего леса наползёт туман и плотной серой массой окутает лётное поле. Но предрассветное туманное оцепенение продлится недолго. В лучах поднимающегося над горизонтом Солнца туман истает и начнётся новый лётный день.

      Боль в спине утихнет, а с ней уйдёт прочь тревога.
      Илья сегодня вылетит самостоятельно. Будет контрольный конвейер и выключение двигателя на глиссаде, и – в глаза:
      - Готов самостоятельно?
      Я уверен, он готов. Он всё сделает "как учили".

Турово. Август 2017г


назад

© aes 2019