Путь в трёх измерениях...

E.Д.Табакеев
 

ОТЧЕТ
Об участии команды России по дельталетному спорту (СЛА-мото) во Всемирных воздушных Играх

 

6-14 июня 2009 г., Турин, Италия

Оргкомитет ФАИ пригласил для участия во Всемирных Воздушных Играх (ВВИ-2009, 6-14 июня 2009 г., Турин, Италия) 2 экипажа из России (4 пилота) для выполнения полетов в двухместных дельталетах. Всего было приглашено 12 экипажей (24 человека) из 7 стран:

  • Великобритания – 2 экипажа
  • Венгрия – 2 экипажа
  • Италия – 2 экипажа
  • Норвегия – 1 экипаж
  • Польша – 2 экипажа
  • Россия – 2 экипажа
  • США – 1 экипаж

Планом ЕКГ Минспорта России на 2009 г (мероприятие № 6021) был предусмотрен выезд команды из 6 человек – 4 спортсмена и 2 тренера-механика.
ОФ СЛА России заявила для участия в ВВИ-2009 команду из 7 человек, в составе:


п/п

Фамилия,
Имя, Отчество

Год
рожд.

Спорт.
зван.

Субъект
РФ, город

Дисциплина

В качестве кого
выезжает

1.

Забава Владимир Иванович

1934

ЗТР

г. Москва

Сборная команда

Руководитель, гл. тренер

2.

Табакеев Евгений Дмитриевич

1936

1-й разр.

г. Москва

Сборная команда

Тренер-механик

3.

Хрибков Виктор Константинович

1954

МС

Респ. Башкортастан,
г. Кумертау

Сборная команда

Тренер-инженер

4.

Астафьев Алексей Владимирович

1975

КМС

Респ. Башкортастан,
г. Кумертау

дельталет

Спортсмен

5.

Бушуев Юрий Анатольевич

1959

МСМК

Респ. Башкортастан,
г. Кумертау

дельталет

Спортсмен

6.

Жуков* Игорь Витальевич

1960

МСМК

г. Воронеж, Воронежская обл.

дельталет

Старший-тренер, спортсмен

7.

Шайхутдинов Олег Рустамович

1968

МС

Респ. Татарстан
г. Казань

дельталет

Спортсмен

* Первоначально был заявлен Малышев В.Н., который по ряду причин отказался от участия в ВВИ-2009.

После утверждения сметы расходов на участие команды по дельталетному спорту (СЛА-мото), в соответствии с которой ЦАК имени В.П.Чкалова РОСТО (ДОСААФ) выделил 63.200 руб. (71.416 руб. с вычетом 13% налога), ОФ СЛА России, исходя из имеющихся своих финансовых возможностей, приняла решение о сокращении состава команды на 3 человека, о чем Оргкомитет ВВИ-2009 г. был информирован 01.06.2009 г.

В Италию для участия в ВВИ-2009 выехали:

  • Табакеев Е.Д., руководитель команды, тренер-механик сборной России по дельталетному спорту (СЛА-мото), переводчик на ВВИ-1997 и ВВИ-2001;
  • Хрибков В. К., тренер-механик сборной России по дельталетному спорту (СЛА-мото), водитель и собственник машины для перевозки ЛА в Турин, главный-конструктор ОКБ «Ротор», Кумертау, участник  ВВИ-1997 и ВВИ-2001;
  • Астафьев А.В. спортсмен, начальник авиаотряда клуба «Ротор», Кумертау;
  • Бушуев Ю.А. спортсмен, руководитель авиа клуба «Ротор», Кумертау, участник  ВВИ-1997 и ВВИ-2001.

Первоначально Оргкомитет ВВИ-2009 планировал выполнение полетов по 3 упражнениям: полет в горах на продолжительность, скоростной треугольник и гонки с выбыванием и с облетом 9 надуваемых пилонов высотой 12 м. Полеты для выполнения первых двух упражнений должны были выполняться на двухместных дельталетах, а при выполнении упражнения с облетом пилонов каждый пилот в экипаже должен был выполнять полет на 2-местном дельталете в одноместном варианте.

Однако незадолго до начала ВВИ-2009 первые два упражнения были отменены, а упражнение с облетом пилонов было сильно упрощено: вместо упражнения с облетом 9 пилонов было предусмотрено упражнение с облетом только 2 пилонов. Причиной такого сокращения была нехватка финансовых средств у Оргкомитета ВВИ-2009 на выполнение расширенной программы, т.к. часть спонсоров, ранее обещавших оказать помощь, отказалась от этого. Кроме того, ВВИ-2009 явились – по мнению Оргкомитета – финальной частью квалификационных соревнований пилотов, проходивших в последние 2 года на международном и национальном уровнях. Победители этих соревнований и были приглашены для участия в ВВИ-2009, чтобы участвовать в финале. Спортсмены России в квалификационных соревнованиях участия не принимали, а отбор кандидатов для участия в ВВИ-2009 был сделан по результатам, показанным спортсменами на российских и международных соревнованиях.

У команды России полностью готовым к соревнованиям был только маневренный аппарат с небольшим летным весом, с убирающимися шасси, с мотором 50 л.с. с расходом горючего 5 л/ч и с крылом 16 м2. Это был вполне подходящий аппарат для выполнения упражнения на продолжительность полета (экономия топлива) и для упражнения с облетом 9 пилонов (маневренность). Для упражнения же с облетом 2 пилонов требуется ЛА, имеющий хорошие скоростные характеристики (мощный мотор, крыло площадью 10-12  м2). Заменить заявленный и имеющийся в распоряжении у команды России дельталет на другой команда не имела возможности.

Команда России прибыла в Турин 6 июня и не смогла не только участвовать в тренировочных полетах, но даже и облетать после сборки дельталет, т.к. аэродром был открыт только для выполнения полетов по программе Игр. В классе СЛА полеты проходили 8, 9 и 11 июня. За 3 дня полетов было разыграно 3 тура и финал. В 1-м туре из гонки выбыли 2 экипажа (4 пилота), показавшие худшее суммарное время, во 2-м туре выбыли еще 4 экипажа (8 пилотов), а 2 экипажа (4 пилота), показавшие в 3-м туре лучшее время, вышли в финал и разыграли 1 и 2 место. Наш экипаж, «чисто» отлетав в 1-м туре без замечаний, выбыл из соревнования, налетав 5 мин. 26 секунд, что превысило более чем в 1,5 раза время экипажа-победителя тура, и получил диплом за 10 место.

В результате сокращения выполняемых упражнений выступление дельталетчиков на ВВИ-2009 превратилось в «чистое шоу», типа самолетных гонок «Red Bull». Продолжительность четко фиксированной по времени программы выступлений всех 20 пилотов составляла  45 минут (время полета одной соревнующейся пары составляло от 1 мин 46 сек. до 3 мин.).

Экипаж-победитель в каждом туре определялся по суммарному времени трехразового облета 2 пилонов, расставленных на расстоянии 600 м. друг от друга, каждым пилотом из экипажа. Для каждого тура на брифинге были определены соревнующиеся пары, составленные из противоборствующих команд. Одновременный взлет ЛА осуществлялся со стартовых площадок, расположенных на противоположных сторонах от линии расположения пилонов. Облет пилонов выполнялся обоими пилотами против часовой стрелки. После выполнения последнего круга пилот выполнял посадку на палубу, с которой делал взлет его  соперник, чтобы предоставить ЛА для выполнения полета второму члену своего экипажа. Таким образом компенсировались преимущества и потери соревнующихся, обусловленные стартом в противоположных направлениях (по ветру или против ветра).  Отсчет времени начинался и заканчивался с момента пересечения линии, проведенной перпендикулярно к линии оси расположения пилонов. Она была обозначена 2 надувными пилонами высотой 12 м., установленными на расстоянии 150 м. друг от друга,  и проходила точно посередине линии расположения основных пилонов (600 метровая линия). Таким образом, полет проходил по эллипсу с длиной окружности от 1.500 до 2.000 м – в зависимости от радиуса выполнения разворотов. Большинство пилотов выполняли облет 2 основных пилонов с виражом от 70 до 90 градусов на высоте от 15 до 50 м. За пересечение центра пилона любой частью ЛА, за полет ниже высоты пилона и за пересечение линии ограждения зрителей предусматривалась дисквалификация пилота.

Как уже было сказано выше, Россия привезла на ВВИ-2009 дельталет Р-16 «Урал», с мотором мощностью 50 л.с. (HKS 700E) и с площадью крыла 16 м2.  Все остальные экипажи летали на дельталетах с моторами Rotax 912 (мощность 100 л.с.) и на крыльях площадью от 10 до 14 м2. Четыре дельталета имели  крыло без мачт, т.е. крыло последнего поколения.

*Подробности см. на сайте: http://www.fai.org/ далее см. results summary page; краткие сведения о пилотах см. на этой же странице, вызвав meet the athletes и далее all athletes.

Пилоты - в том числе и пилоты России - показали на ВВИ-2009 хорошее, очень зрелищное  шоу. Такое зрелище можно было бы устраивать во время различных праздников, например, на международном фестивале пива, которое пройдет в Москве в июле. 2009 г. и на других подобных этому мероприятиях.  Для этого нужен небольшой аэродром, например, закрытые - к сожалению – аэродром  Тушино или Ходынка. Можно установить пилоны на воде, например, в Строгинской пойме, на озере или на реке.  При выполнении упражнения «Гонки с выбыванием и с облетом 2 пилонов» соревнуются не пилоты – все летали с одинаковым по уровню мастерством, – а моторы и летательные аппараты. Все ЛА зарубежных команд были серийного производства и намного превышали по цене стоимость самодельного дельталета команды России.

Организованное ФАИ в рамках программы ВВИ-2009 выступление пилотов на двухместных дельталетах не было спортивным состязанием. Это было яркое, зрелищное, мероприятие,  подобное гонкам Red Bull. За выступления на таких шоу пилоты должны получать гонорары, а не оплачивать дорогостоящие поездки за счет своих клубов, федераций или за свой счет. Определять «абсолютного» чемпиона мира на основании четырех трехминутных полетов, не требующих ни умения пилота по навигации, ни летных качеств ЛА по использованию воздушных потоков, ни мастерства пилотов в точности посадки -  явный абсурд. Если ФАИ будет и дальше организовывать такие шоу, то участие в них пилотов России вряд ли целесообразно.

Финансирование участия команды России в ВВИ-2009

О финансировании участия команд России в ВВИ-2009 и о положении дел в авиации см. в Интернете, кликнув в Yandex «поиск» Капанина Светлана (интервью В.Соловьеву) или Пегов Михаил (письмо Президенту России), а также письмо П.Фирсова Медведеву, Путину и Лужкову.

Как уже было сказано выше, выделенных ЦАК им. В.П.Чкалова РОСТО (ДОССААФ), ОФ СЛА России и Минспортом России средств хватило на финансирование поездки в Турин только одного экипажа (2 пилота) и двух сопровождающих.

ЦАК им. В.П.Чкалова выделил 59.682 руб. на оплату провоза техники и на страховку гражданской ответственности за 1 ЛА (Страховая сумма 3.600.000 Евро):

№пп

Целевые статьи расходов

 

1

Оплата горючего для автомашины (расход топлива: 12 л/100 км; в горных условиях Альп - до 14 л/100 км.

31.443 руб.

2

Зеленые карты (страховки) на автомашину для проезда по странам  ЕС, Польше и Белоруссии

4.871 руб.

3

Транспортный налог за проезд по Белоруссии

 173 руб.

4

Плата за проезд туннелей в Италии и Швейцарии:

 2.768 руб.

5

Платные дороги в Белоруссии, Польше, Швейцарии

1.125 руб.

6

Оплата парома Хельсинки-Росток

317 Є =                                13.765 руб.

7

Страхование гражданской ответственности

150 Є =                                 6.540 руб.

Отрезок маршрута Кумертау-Москва и Москва Кумертау (около 3000 км) оплате из выделенной суммы не подлежал.

ОФ СЛА России выделил 52.000 руб. на оплату страховки выезда за границу 7 человек и на оплату пребывания в Италии 2 пилотов и 2 сопровождающих. Этой суммы хватило на оплату следующих расходов:

№пп

Статьи расходов

 

1

Доплата за провоз техники

                   226 руб.

2

Доплата за страховку гражданской ответственности

798 руб.

3

Оплата страховки за 7 человек при оформлении выезда за рубеж

7.576 руб.

4

Оплата оформления визы и консульских сборов 1 человека

2.730 руб.

5

Оплата гостиницы (дополнительные койки для 2 чел. в номерах для пилотов)

5.542 руб.

6

Оплата 32 талонов на питание 2 человек на аэродроме с 6 по 12 июня и 1 человека с 6 по 14 июня

9.991 руб.

7

Суточные* (на питание для 3 человек за время пребывании за рубежом с 1 по 5 и с 12 по 14 июня). Питание для 2 спортсменов с 6 по 14 06 оплачивал Оргкомитет ВВИ-2009.

18.118 руб.

8

Оплата горючего за провоз ЛА по маршруту Кумертау-Москва-Кумертау

7.000 руб.

* Пилоты из федераций самолетного, парашютного, вертолетного и планерного спорта получили суточные по действующим нормам. В соответствии с этими нормами члены команды дельталетного спорта (СЛА – мото) должны были бы получить 53.010 руб, а именно:

1

Суточные 2 пилотов с 6 по 12 июня (30% от нормы):

50$ х 31 руб. х 7 дн. х 2 чел. х 0,3
                                      = 6.510 руб.

2

Суточные для 3 чел. (за время проезда на машине за рубежом, 100 % от нормы):

50 $ х 31 руб. х 7 дн. х 3 чел.
 = 32.550 руб.

3

Суточные для 1 тренера-механика за период с 6 по 14.06.09 г., 100 % от нормы

50 $ х 31 руб. х 7 дн. х 1 чел.         
= 13.950 руб.

 

ВСЕГО:

53.010 руб.

Минспорта России предусмотрело для оплаты участия команды России по дельталетному спорту (СЛА-мото) во Всемирных воздушных играх 160.000 руб.

№ пп.

Целевые статьи расходов

Сумма в Евро/рублях

1

Оформление 6 виз

30.000 руб.

2

Покупка 2 авиабилетов

61.048 руб.

Оргкомитет ВВИ-2009 оплатил следующие расходы по участию команды России по дельталетному спорту (СЛА-мото) в Играх:

№ пп

Статья расходов

Сумма в Евро/рублях

1

Гостиница для 2 спортсменов с 6 по 14 июня

80 Є х 9 дн. х 2 = 1.440 Є =                           62.352 руб.

2

Питание 2 спортсменов с 6 по 14 июня

40 Є х 9 дн. х 2 = 360 Є =                              31.176 руб.

3

Горючее для полетов

20 Є =                                                                   866 руб.

4

Транспорт для доставки участников от гостиницы на аэродром и обратно

Регулярные челночные рейсы автобусов от гостиницы к месту проведения соревнования и обратно с 7 ч. до 11 ч. и с 17 ч. до 21 ч. каждые полчаса и с 11ч. до 17 ч. каждый час

5

Фуршет по случаю закрытия ВВИ-2009

 

6

Бутылка вина от имени РП Паоло Пиано руководителю команды.

бесценная

Общая сумма затрат на командирование одного экипажа в Италию составила 197.214 руб.

Трата такой суммы денег за участие в шоу представляется явно нецелесообразной.

Выводы и предложения

Для участия в 10 видах авиационного спорта, ФАИ пригласила на ВВИ-2009 более 300 спортсменов из 41 страны. От России было приглашено всего 18 человек для участия в 6 видах авиационного спорта (самолетный, планерный, парашютный, вертолетный, сверхлегкая авиация, воздушные шары), на полное финансирование участия которых у России не нашлось финансовых средств. Так вместо запланированных 464.000 рублей, необходимых для участия в ВВИ-2009 двух экипажей  по сверхлегкой авиации, было выделено в общей сумме 197.214 рублей, что не хватило для оплаты полностью расходов по участию в играх даже 1 экипажа.

Всемирные Воздушные Игры 2009 г. показали дальнейшее ухудшение положения дел в спортивной авиации в России. Так в ВВИ-2001 г. в Испании команда России по сверхлегкой авиации состояла из 14 пилотов (8 пилотов дельталетов и сверхлегких самолетов, 6 пилотов на парамоторах) и 4 тренеров-механиков. Для перевозки 12 летательных аппаратов и спортсменов в распоряжение всей команды России (около 150 человек!) на Играх на бесплатной основе был предоставлен ИЛ-76 и ИЛ-86.

На ВВИ-2009 российская команда паралетчиков (чемпионы мира 2003 г. и 2005 гг.), а также чемпион мира 2003 и 2005 гг. И.Потапкин не были даже приглашены, т.к. они не смогли участвовать в международных соревнованиях в 2006, 2007, 2008 гг., а ФАИ отбирала пилотов для приглашения на ВВИ-2009 только на основании результатов квалификационных и международных соревнованиях последних 2 лет.

Из-за отсутствия финансовых средств не представляется возможным привлекать для участия в международных и внутренних российских соревнованиях молодых спортсменов, из которых можно было бы пополнять сборную России по дельталетному (СЛА-мото) спорту. Многие спортсмены России, которые по своим спортивным достижениям, летному мастерству способны конкурировать на равных с зарубежными спортсменами, практически не имеют финансовых средств, необходимых для приобретения, эксплуатации своих ЛА и для выезда за рубеж. Практически полностью отрезаны от участия в российских и зарубежных соревнованиях спортсмены из Сибири и Дальнего Востока, т.к. перевозка техники требует непомерных расходов, которые не по плечу не только молодым спортсменам. Зачастую проведение внутренних российских соревнований за рубежом (например, в Болгарии) требует меньше расходов, чем их проведение в России из-за непомерно вздутых цен за пользование аэродромов, на питание, проживание, проезд и т.п. в России.

Необходимо также отметить деградацию Воздушных игр как крупнейших международных авиационных соревнований уровня Олимпийских игр, какими они были в Турции и в Испании, до уровня шоу. Это касается в первую очередь программы полетов для дельталетов и самолетов и в меньшей степени для других видов авиационного спорта. Такие шоу-программы должны проводить не ФАИ, а частные шоу-агентства, привлекая для участия в них пилотов с оплатой им гонораров за выступление. Решая задачу популяризации авиационных видов спорта среди населения, ФАИ не должно упрощать эти виды спорта до уровня шоу-программ.

Вопреки всему объединенная команда России в составе 16 пилотов завоевала на ВВИ-2009 две золотые и четыре серебряные медали. Вот имена победителей:

  • Вертолетный спорт:
    золотой экипаж - Николай Буров и Виктор Королев
    серебряный экипаж – Георгий Арбузов и Елена Жуперина
  • Парашютный спорт :
    золото (групповая акробатика) – Михаил Кузнецов, Олег Шаламыхин, Сергей Шенин, Владимир Павленко, Андрей Селиверстов
    серебро (точность приземления) – Дмитрий Максимов
  • Планерный спорт (высший пилотаж):
    серебро у Георгия Каминского
  • Самолетный спорт (высший пилотаж):
    серебро у Михаила Мамистова

Как всегда блестяще летала лучшая летчица столетия, 7-кратная абсолютная чемпионка мира наша красавица Светлана Капанина. Выполненная Светланой после окончания программы полета покачивание крыльями при проходе над зрителями – естественная реакция после успешно сделанной работы – стоило ей дисквалификации и отбросило ее на последнее место.

Да, о пилотах России много и часто показывали по ТВ и писали в прессе в Италии, но ни в России. В российской прессе я что-то не нашел информации об этих победах.

А положение дел в спортивной авиации плачевное. Сборные команды по самолетному, планерному спорту остались практически без летательных аппаратов, а пилоты СЛА летают на построенных своими руками личных летательных аппаратах.

Достигнутые результаты не должно успокаивать спортивных чиновников. Пилоты России могут сделать много больше. Но для этого нужна общегосударственная политика в области развития спортивной авиации и подготовки молодых пилотов. В противном случае большая авиация России останется без пилотов.

Следует также отметить, что задача ВВИ по укреплению дружбы среди спортсменов-авиаторов также была выполнена не полностью, т.к. пилоты были размещены в нескольких гостиницах, соревнования и шоу-программы проходили в разных местах. Практикуемое на всех международных авиационных соревнованиях размещение спортсменов в кемпингах непосредственно на аэродромах проведения соревнования, где происходит активное общение пилотов друг с другом, было на этот раз отвергнуто Организаторами ВВИ-2009. Это – несомненно - удорожило проведение соревнования и для Оргкомитета и для команд, т.к. номера в трех- и четырех звездных гостиницах стоили от 80 до 160 Евро в сутки, не говоря уже о стоимости перевозки челночными автобусами. И последнее: из администрации руководства страны поступил запрос относительно того, не получают ли пилоты - победители международных соревнований по авиационным видам спорта и ВВИ – денежных призов. Свидетельствую, что ни на одном международном соревновании по СЛА и на ВВИ-1997, ВВИ-2001, ВВИ-2009, в которых мне посчастливилось участвовать в различных ролях – переводчика, помощника руководителя команды, руководителя команды, спортсмена – денежные призы победителям не вручались. Победители получали медали (первые три пилота) и дипломы (4-10 места). Участники получали памятные сувениры, как то: майки, пластмассовые статуэтки с эмблемой соревнования, кепки, значки, вымпелы.

Руководитель команды по дельтапланерному спорту
(СЛА-мото) на ВВИ-2009, переводчик команды на ВВИ-1997,
ВВИ-2001 гг., тренер-механик сборной России
по дельталетному спорту (СЛА-мото)*

Табакеев Е.Д.

* 27 мая 2009 г. я подал заявление на имя президента ОФ СЛА России В.И.Забава с просьбой освободить меня от обязанностей тренера-механика Сборной команды России по дельталетному спорту (СЛА-мото). Отставка принята.

Благодарю всех членов Сборной команды России и всех пилотов за сотрудничество. Через месяц мне исполнится 73 года. Продолжаю активно летать. Постараюсь по мере сил и дальше способствовать развитию СЛА в России.             

25.06.2009 г.

назад

© aes 2007