Полетать над Африкой
Июль 2013
Крокодилы, пальмы баобабы
И жена французского посла
© В.С.Высоцкий
Полетать над Африкой, полетать над Африкой... А на самом деле ? Как бы мне полетать над Африкой?
Но, видимо, сверху там иногда подслушивают наши потаённые мыслишки, и вот несуровой июльской африканской зимой Боинг мерно несёт меня, снаряженного в командировку по работе, вдоль побережья черного континента прямо в ЮАР, в город Дурбан.
Дэвиду я написал ещё из Москвы, выйдя на него только авиаторам известными путями, когда все всех знают через один-два человека. И Дэвид откликнулся: "Приезжай. Будут тебе и зебры и жирафы, обещаю"
Пребывание в Дурбане и окрестностях, честно говоря, заставило усомниться, что зебры будут. 50км от побережья вглубь материка и 100км на север и на юг раскинулись одни лишь заросли сахарного тростника. С вкраплениями поселений бледнолицых, обнесённых колючей проволокой для их же собственной безопасности, и с лаконичными табличками "Armed response".
Времени, чтобы избороздить вдоль и поперёк Африканский континент, не было совершенно, да и денег впрочем тоже. Но денёк полетать я рассчитывал непременно.
Договорились с Дэвидом, что подъеду в четверг. Но во вторник он сам позвонил мне на мобильник и сказал, что в четверг не сможем. Обещают ураганный ветер. O’key, жди завтра, буду. Пришлось срочно перекроить план, и вот уже видавший виды, арендованный мной праворукий фольксваген несёт меня под руководством гугломапа по скоростному шоссе. Аренда, кстати, не дорогая, а шоссе ещё вполне приличное, несмотря на падение режима апартеида.
Нахожу дельтаклуб Дэвида, знакомимся. Пара железных ангаров набиты всякой дельталётной техникой. Несколько туристов ждёт своей очереди покататься минут на 15. Аппараты все простейшие и самодельные. Как правило, с двухтактными Rotax-503 и Аэросовскими крыльями. Взлётная полоса прорублена в зарослях всё того же сахарного тростника, который возвышается стеной метра на 2, кабы не больше.
"С переднего сиденья полетишь?" - спрашивает Дэвид. Я немного рассказал ему о своих перелётах, и он хочет сделать мне приятное. "Да нет, я лучше поснимаю сзади. Буду папарацци. Перехвачу, если снимать будет нечего." Аппарат Дэвида с дублированным управлением, так что, собственно, разницы с какого сидения пилотировать нет. Только вот летают они без шлемов. Непонятно почему. То ли голову не жалко, то ли печёт на жаре. Впрочем 22 градуса их зимы - для меня абсолютно комфортно.
Взлетаем, курс на побережье. Погода явно ломается, облачно. Кое-где видны косые струи дождя. Жаль, условия для фотосъемки не самые замечательные. Ну, ничего, попробую вытянуть.
Дэвид рассказывает, что в часе с небольшим лёту от его площадки есть на побережье зелёнка. Вот там и можно попытаться найти всякую живность. А пока вокруг видно только сахарный тростник. Поселения белых сразу видно – красота, порядок и изумрудная зелень бассейнов. Было бы в ЮАР поспокойнее – был бы рай. Но нетуть нигде полного счастья.
Летают там со связью, хотя повсеместно класс Гольф, только возле некоторых больших аэропортов класс С. Дэвид предупредил диспетчера, что мы взлетели и вдоль побережья летим на север.
Наблюдаю пейзажи. Вокруг тростниковые плантации причудливой формы и дымы сахарных заводиков. Вскоре показался океан. С него дует ровный океанский бриз, и сверху кажется, что волнение не сильное. Однако, кто был на океане знает, что это обманчивое ощущение. Просто так в океане не искупаться – собьёт прибоем. А отойти от берега на лодке или подойти к нему – особое искусство. Местные обычно проделывают это из устья рек, так как лодку с океанской стороны не зачалить – разобьет.
Дэвид показывает мне импровизированную взлётку своего приятеля. Оказывается, и в ЮАР есть партизанские полоски.
Дождей было мало, и вода в речках, которые мы пересекаем, чистая. Видно причудливые намывы песка. Там где есть вода, море растительности. Тепло в Африке – палку воткни, поливай и она зацветёт. Летим то прямо над береговой линией, то удаляясь метров на 300 в океан. Наверное, если движок встанет, будем иметь бледный вид. А Дэвид как раз хвастался, что у его 503-го Ротакса уже 1200 моточасов без капрема.
Видимо, когда-то всё побережье было лесистым, но леса постепенно вывели, и остались лишь поля. Теперь вот леса сажают. То есть вероятнее всего сажали, поскольку после того, как белых убрали от власти, очень многое пришло в упадок. Даже в центре Дурбана много домов с повыбитыми стёклами, явно пришедших в состояние бомжовников.
Гольф – одно из немногих развлечений. Впрочем что-то не заметил, чтобы кто-нибудь играл. Почва в этих местах в основном краснозём. Странно, что реки не имеют ярко выраженного красного оттенка.
Время от времени среди оазисов бледнолицых встречаются и поселения местных жителей. В основном встречаются круглые хижины, а для хозяйственных нужд обычные прямоугольные дома. Единственное что всегда выделяется среди таких построек – это школы. Если есть приличное здание посреди убогих построек, значит это школа. Видимо миссионерство дало кое-какие плоды, и в ЮАР, богатой полезными ископаемыми, выросли заводы Тойоты, Фольксвагена и других автоконцернов. Но работать по-настоящему умеют потомки буров. Там где они обустраиваются - чистота, красота, порядок.
За всё время пока мы летали, нам встретилась только одна моторная лодка. Видимо народ ходил на рыбалку, выскочив в океан, как я уже описывал, из устья реки. А погода тем временем всё более явно портилась. Собственно, дождя похоже не было только на побережье, поскольку чуть вглубь материка уже поливало вовсю.
Пересекли большую реку, которая пересохла до размеров небольшого ручья. Дэвид сказал, что на обратном пути залетим, посмотрим. Живописный маяк в устье так же обнесён сплошным забором и колючей проволокой. Видимо, какое-то время назад здесь было весьма жарко, и банды громили всё подряд. Я даже видел школьный автобус, исполненный в виде тележки к трактору и весь закрытый мелкой сеткой.
Поселения белых закончились. Дальше только черная территория и разбросанные помойки на земле возле домов. Я спросил Дэвида: "Интересно, а почему они живут в круглых хижинах? Вроде обычные дома практичнее?" В ответ Дэвид поведал мне душещипательную легенду о злом божестве, которое прячется в тёмных углах и по ночам крадёт маленьких детей. А если углов нет, то и спрятаться негде…
Наверное, ерунда это всё. Просто хижины строить проще. Пальмовых листьев как раз хватает, чтобы от центрального кола дотянулись до стен. Вообще напрягаться - это не в их стиле.
Пролетая над очередной речушкой, я спросил Дэвида: "А крокодилы тут водятся?"
Получил ответ, что тут их до шиша, и он покажет на обратной дороге. А пока я должен смотреть внимательно. Где то тут в зелёнке прячется всякая живность.
И впрямь, пролетая над болотцем я заметил полосатые точки. Чуть снизились, и точки приобрели очертания мирно пасущихся зебр, которые пощипав травку перемещались в болото, чтобы её запить. Оставляя за собой полосы раздвинутой ряски.
Тут уж я во все глаза начал смотреть по сторонам. Очень хотелось в глаза жирафику заглянуть. И двух минут не прошло, как мы наткнулись на опушке леска из жиденьких деревьев на красавца самца. Он внимательно охранял свой гарем из самок и детёнышей, которые паслись неподалёку.
Покружив ещё немного, увидели антилоп в соседстве с какими-то большими птицами, которые и не подумали взлетать, а вразвалочку удалились под кроны деревьев. Впрочем ниже 50 метров мы не снижались, нечего живность пугать. И так мало. "А всякие хищники, слоны, носороги тут есть?" - спросил я. "Нужно лететь вглубь страны, там есть. А здесь только редкие оазисы."
Легли на обратный курс. Дэвид плотно сел на восходящий поток от дюны и экономит топливо. Неожиданно увидели ещё семейство антилоп, практически неразличимых на фоне песка. На фотографии я потом посмотрел – получилось прям как про суслика, которого никто не видит, а он здесь есть.
Бабуинов я разглядел тоже случайно. Один из них залез на верхушку дерева, встал в полный рост и одной лапой (так и хотелось написать рукой) закрыл глаза от солнца. Вот его-то я и заметил, поскольку тоже не понял, кто это там на нас пялится. Но при нашем приближении бабуин всё же благоразумно решил слезть. А второго я разглядел только на фотографии. Ведь несмотря на пасмурный денёк весьма яркая растительность и животные в ней умело маскируются.
Вот впереди маяк, и мы сворачиваем вдоль реки вглубь материка. Тщательно осматриваем берега, но крокодилов не видно. Видно на дальний кордон ушли, не сезон. Холодновато им и они неактивны. Вылезают только пару раз в месяц, чтобы кого-нибудь зажевать. Зато тут и там встречаются всякие пернатые, копошащиеся на отмелях. Крокодила всё же нашли. Двухметровый спокойно лежал на мелководье, поджидая пока мимо проплывёт что-нибудь съедобное. Жалко фотографировать всё сложнее – погода совсем портится и наступает полусумрак.
Долетев практически до автомагистрали, развернулись обратно к побережью. Какие-же всё же причудливые формы у этих полей. Похожих просто нет.
Опять внизу оазисы белой расы. Я поинтересовался у Дэвида – сколько здесь стоит снять виллу? На второй линии где-то долларов 400-500 в месяц. На первой под тысячу. Недорого, но, как говорится: "За морем телушка полушка, да рубь перевоз…."
В устье одной из речек Девид мне говорит: "Смотри, Fish Eagle!" Но я отчаянно туплю,и только со второй попытки до меня доходит, что Eagle – это орёл и ни что другое. А он сидит. Красивый, белогрудый орел рыбоед..
Полетели над морем. Внизу видно, как резвится стайка дельфинов. А так же огромная морская черепаха неспешно гребёт по своим делам. Сфотографировал, но через воду бесполезно. Жалко, китов сегодня нет. Погода меняется, и они ушли дальше в море. А вчера, Дэвид говорит, были. Верю, насмотрелся я на китов и наслушался этих китовых песен, когда нырял. Но это другая история.
Начинается дождь. Я прячу камеру и беру управление. Остаток пути веду аппарат. Крыло тупое донельзя, понятно почему ученики Дэвида болтанки опасаются. Да и не развита у них эта дельталётная тема, хотя летать можно круглый год. На всю страну где-то 2500 с пилотскими на дельталёты, а летают единицы.
Дэвид спрашивает: "Будешь сажать?" Посажу. Захожу изподвыподверта, чтобы не строить глиссаду над бензоколонкой, и только вижу, как руки Дэвида то взлетают к ручке трапеции, то он их убирает, пока не видит, что мы вошли точно в створ полосы в тростнике. Но ручки не коснулся. Впрочем, я всё же чуть приплюхнул аппарат с непривычки с заднего сиденья. Извинился, но Дэвид сказал, нормальная посадка. Но я всё же чуть подрасстроился, нужно бы впритирочку, чтобы не почувствовать, где начал катиться.
За полёт практически 2,5 часа, с учетом действительно большой скидки (спасибо ему), которую мне сделал Девид, я выложил 1200 рандов, т.е. почти аж 4000рублей. С учётом зёбров и жирафиков, я думаю, совсем не дорого.
Напоследок мы обсудили авиаклуб Непал с общими знакомыми, и очень Дэвид заинтересовался нашими конверсионными сузуками. Хочется ему сафари организовывать, а какой сафари на двухтактнике? Дал ему контакты Воздушного моста, может срастётся.
заметки
Поля, поля...
Круглые хижины - жилые. Рядом хозпостройки и кучи мусора
Действительно зебры. В болоте?!
Небо совсем нахмурилось. Успеем ли вернуться до ливня?