Путь в трёх измерениях...

А.В.КАРЕТКИН
 

Организационно-методические предостережения энтузиастам, решившим заняться сверхлегкой авиацией

          «Летчик виноват всегда. Он виноват с момента, как
решил поступить в летное училище. А далее виноват
по всем пунктам»
Т.Апакидзе
Герой России

Чуток истории
…Несмотря на все противозачаточные меры, отчаянно принимаемые, как принято говорить, компетентными органами в середине 70-х, дельтапланеризм народился-таки и потребовал себе места под солнцем.

Спорткомитет СССР с блеском отбоярился тем, что авиацией никогда не ведал, специалистов, баз соответствующих не имеет и вообще, о чем речь идет, понятия не имеет. И многозначительно покосился в сторону ДОСААФ.

ДОСААФ, чувствуя что попался, как зверь в флажки, сопротивлялся отчаянно. В гранит истории Оборонного Общества врезал свои «задушевные» слова Председатель ЦК ДОСААФ СССР А.И.Покрышкин:
- Дельтапланеризм будет в ДОСААФ через мой труп.

Ситуация с новым видом авиационного спорта смахивала на знаменитую сцену из старого французского фильма «Закон есть закон» с участием Фернанделя.
ЦК КПСС недолго терпел этот «волейбол» уважаемых ведомств и исторической директивой «О развитии дельтапланеризма в СССР» повесил оный на шею ДОСААФ.
Брать на прокорм огромную прожорливую ораву никто в Добровольном Обществе не желал и не собирался. Места у бюджетного корыта были давно поделены, так что еще делиться – шиш! И быстренько удумали, как выйти из затруднительного положения.

Highslide JS

В самом скором времени явилось на свет «Положение об общественном клубе дельтапланеризма». ( автор - Е.Н. Елизаров, в то время – председатель ФДС СССР, прожженный аппаратчик ДОСААФ). Согласно Положению, финансирование и прочая головная боль по содержанию первичных ячеек дельтапланеризма возлагалась на организации ( завод, колхоз, институт…) имевших неосторожность такие клубы у себя завести. Кормушка была спасена! А себе ДОСААФ оставил весьма туманные обязанности в области общего руководства.

И потом долгие годы ДОСААФ СССР, виртуозно имитируя некую деятельность по развитию, не то руководил, не то просто «наставничал» над дельтапланеристами, практически ничего не тратя.
В короткое время из не очень серьезной забавы дельтапланеризм без посторонней помощи превратился в полноценный авиационный спорт. ДОСААФ не заметило, как «дитя» выросло и размножилось, превратившись в сверхлегкую авиацию. Никто в ДОСААФ в то время не встревожился, что «столбовая дорога развития» этой самой СЛА в мире давно отвернула совсем в другую сторону.

В начале 90-х порушились, позакрывались колхозы, заводы, институты. До дельтапланеристов ли?
Тут еще одна беда постучалась в двери - с неведомой планеты какие-то нелюди добыли жуткой толщины (и такого же содержания) документ - «Федеральные авиационные правила».( ФАП ).
Инопланетные ФАПы ничего знать не ведали про самобытное существование “пионерских кружков дельтапланеризма” при колхозах и совхозах. Вся сверхлегкая авиация страны разом угодила в глухую юридическую западню.

Ну почему бы не подбросить инопланетный талмуд, например, Америке или Франции? Почему обязательно нам!?
Отныне подняться в воздух энтузиастам из колхозного кружка дельтапланеризма, не нарушив при этом по меньшей мере двух десятков статей ВК, ФАП, УК и пр. малопонятных, свитков и папирусов – стало невозможно даже теоретически.

Впрочем нет, теоретически, конечно, возможно. Теоретически ( по Конституции!) мы могучи, как половые гиганты, это давно известно, но по факту жизни – полнейшие импотенты.
Можно поставить великолепную комедию (или драму, если угодно), о приключениях колхозного дельтапланерного вожака, отправившегося утверждать, например, Инструкцию по производству полетов на деревенской лужайке. Один перечень названий Управлений, Отделов, в/ч, Центров, Служб, в двери которых вожаку надо достучаться, введет кого угодно в состояние комы. Только согласующих подписей – два листа!
…И это чтоб полетать подле деревенской околицы!
А без Инструкции нельзя!

К чему это я? Ах, да, вспомнил – хотел сказать, что после всего произошедшего общественные клубы СЛА стали полнейшей фикцией, своего рода «незаконным формированием» лиц, заинтересованных в полетах , ведущих полуконспиративный, (подвальный), образ жизни и имеющих целью выживание в условиях боевого соприкосновения с действующим воздушным законодательством.

Общественные клубы уходят в прошлое. Общественная авиационная организация ныне – анахронизм, нелепость, если, конечно, речь не идет о кружке стендового авиамоделирования или комнатных моделей. Впрочем и к ним есть вопросы… Ибо все, что поднимается, запускается, и, даже, кидается в воздух – требует обязательного согласования с соответствующим органом УВД. Согласно ст.11 п.1 действующего ВК:
«Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных обьектов…, а также другая деятельность, … в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное…»

В общем – аминь! Сей пункт не делает исключений даже для лыжника-прыгуна с трамплина. Кстати, уже давно прыжки на лыжах со сверхмощных трамплинов нагло зовутся полетами на лыжах. Очень интересно, подают ли их организаторы заявки в «органы единой системы организации воздушного движения»?

…По выходным, ближе к сумеркам все Рублево-Успенские окрестности озаряются всполохами мощнейших фейерверков. Понятно, что люди таким образом отвлекаются от всяких тяжких мыслей, неизбежных для всякого, проживающего в этих местах, но все-таки интересно, как на счет разрешений на использования воздушного пространства?

……………

Вообразим невообразимое – булгаковский кот Бегемот достал Инструкцию из-под заду и с поклоном ее Вам протягивает! Можно летать?
Шыш!
Пока образ не растаял, просите у Бегемота еще:
- свидетельство о государственной регистрации воздушного судна;
- удостоверение (сертификат) летной годности воздушного судна:
- свидетельство пилота СЛА с допусками к самостоятельной технической эксплуатации, разведке погоды и облету;

Сразу просите, потом поздно будет. Самому эти документы выправить будет архитрудно. Придется пройти круги ада, а нечистой силе – раз плюнуть!
Кстати о нечистой… Обязательно очертите мелом драгоценную лужайку, на которую выправили Инструкцию! Иначе нечистая проходу не даст, так цугом и пойдет: прокуратура, милиция, технадзор, землемеры, праздношатающиеся чиновники; опять прокуратура, опять милиция… опять чиновники. Летать некогда будет!

Один мой знакомый , (замечательный летчик) рассказал, как однажды он угодил в переплет в аэропорту Конакри – Ту-154 увяз в песке. Ему в помощь администрация аэропорта выделила… танк Т-34. Гвинеец механик-водитель в танке жил, как в доме! На боеукладке куры неслись, что-то размножалось и пищало в боевом отделении...Гвинейское правительство, из соображений экономии в мирное время, роздало танки в прокорм личному составу. Но то всего лишь старые танки! У нас же всю страну…

Итак Вы решили заняться летанием. Например, на дельталетах. Используя интернет, телефонную проводную и беспроводную связь ныне без труда можно выйти на производителя или «продавца» сверхлегкой авиатехники во всех концах страны.
Но в таком случае Вам придется выбирать полагаясь исключительно на красивые картинки или неутомимое красноречие «продавца», которому попались. И Вас обязательно охмурят.

Highslide JS

Практика показывает - в редчайших случаях с просьбой о вразумлении обращаются к независимому эксперту, опытному пилоту или инструктору. Как правило яркая картинка и красноречие побеждает. Кроме кого, в ходе личного контакта любой изготовитель/продавец виртуозно обгадит прочих близлежащих конкурентов, и выбора Вам не оставит. Наступает минута расплаты…Деньги из вашего кармана перемещаются в карман изготовителя/продавца.

С почином! Вы встали на криминальный путь. И не только потому, что согласно афоризму Т. Апакидзе, сделали первый шаг в небо. В 100% Вы - участник противоправной сделки, в ходе которой никто и никогда не платит налог с продаж.
Чувствуете или еще нет, как повеяло казематной сыростью?
Пока счастливые получатели денег не выпроводили Вас за ворота, требуйте:

  • Документ, подтверждающий законность Вашего приобретения;
  • Руководство по летной эксплуатации;
  • Руководство по технической эксплуатации;
  • Регламент технического обслуживания;
  • Формуляр дельталета;
  • Конструктивно-силовую схему дельталета;
  • Техническое описание;
  • Материалы по прочности.

Горе Вам, если хотя бы одного из этих документов Вы из изготовителя/продавца не вытрясите. Придется сочинять самому! … Вы никогда не сочиняли подобных документов? Пренеприятнейшее занятие!

А без комплекта этих документов Вам, как собственных ушей не видать Сертификата и Свидетельства о регистрации. Сами понимаете, на кота Бегемота надежды мало.
Как быть, если изготовитель/продавец все-таки оставил Вас с носом?

Есть два пути.
Первый – открыть «Технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения» ( Распоряжение Минтранса РФ от 15.05.2003 г. №НА-119р) на страницах 31, 33, 34 найдете требования к содержанию РЛЭ, РТЭ, ТРО, Формуляра. И дерзайте!

Второй путь. Обзаведитесь электронной версией документов однотипного дельталета, прошедшего «веселую» процедуру регистрации и сертификации. Эту «болванку» отредактируйте приминительно к своему дельталету. Это не так сложно, судя по тому, какая ахинея регулярно встречается в подобных уже утвержденных документах.

Ничего, ничего! Побольше пафоса, иллюстраций, схем, рисунков. Чиновники это любят…И ни в коем случае намертво свои труды не брошюруйте. Возможно придется что-то изменять, добавлять или наооборот. Сам черт не ведает, что и кому там не понравится. Соберите все в скоросшиватели.

В составлении остальных документов ( заявка на сертификацию, техническое описание, и др) вероятно окажет помощь (если окончательно не запутает…) Инструкция по применению ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» при проведении работ с целью оценки соответствия единичных экземпляров сверхлегких воздушных судов установленным требованиям» Москва 2005 г.

Призванное разьяснять и прояснять, Положение написано мудрено, прямо с самого заглавия. Что делать, придется разбираться. На всякий случай запишите телефончик автора 459-04-30 (Никитин Игорь Валентинович). Он, конечно, уже осатанел от подобных звонков, но кто, как не он сам виноват в том, что Центр по сертификации СЛА на всю огромную страну один-одинешенек. Так что – звоните, не стесняйтесь!

Наконец стопочка документов собрана. Пора оформлять Заявку на сертификацию. Прилагайте к ней техническое описание, документ на право собственности и направляйте все это надежной почтой в Орган по сертификации.

Highslide JS

Что за Орган? Хороший вопрос. Постарайтесь это понять из п.1 вышеупомянутого Положения. Если не получится, прибегните к заветному телефончику…

Но вот заявка с приложениями отослана. Прошли установленные две недели и Вас извещают, что заявка положительно рассмотрена и подготовлено решение о сертификации Вашего дельталета. Заявка и копия решения из Органа попадают в Центр по сертификации ( ЭЛИЦ СЛА ). Отныне вся связь - только с Центром. А это, как посылать радиосигнал в звездное скопление и жать ответа…

Продолжение не исключено…

назад

© aes 2007