Путь в трёх измерениях...

А. КАРЕТКИН

Из инструкторской тетради.

(Владышино 08-09. 2006 г)

Highslide JS

 

13августа

200 верст до Владышино, «имения» Александра Щербакова, оставили по себе два выдающихся впечатления: изумительный ландшафт клинско-дмитровской гряды и умопомрачительно разбитая улица Урицкого в Кимрах. Как осторожно ни крался наш автомобиль среди рытвин, несчастный «Гидраэр» метался на прицепе, что страдалец на дыбе.

Кто-то очень умный «посвятил» непролазную хлябь, единственную в городе , одиозному большевику! Ильф и Петров отдыхают…

К вечеру из Дубны подтянулись П. и А., на ближайшие дни они будут моими учлетами. Как теперь принято выражаться, П. и А. люди продвинутые. До сего дня было у них и рыбалка и охота, снегоходы, дальний туризм, вот дошла очередь до дел воздушных… Настроение у обоих агрессивно-боевое , в полет хоть сейчас! Озвученное мною за ужином намерение посвятить завтрашний день теоретической подготовке отбил у них аппетит. Приуныли. А. срочно засобирался по неотложным делам в Дубну…

……………………………..

Деревня Владышино ( точнее сказать, то что от нее осталось от стародавних времен… ) притулилась к краю огромного лесного массива, местами заболоченного, простирающегося до верхней Волги. В окрестностях много зверья и, как меня своевременно проинформировали, ползучих гадов.

То ли от начала так замыслил А. Щербаков, то ли само вышло, но из возрождаемой деревни получился аэродромный комплекс сверхлегкой авиации... Деревня - одна улица и та более рулежная дорожка, чем улица. Highslide JS У плетня на длинном шесте «колдун» вместо скворечника. Заместо сарая с садовой утварью - ангар , там Щербаков холит свой любимый «Форсаж». Прямо к участку примыкает ухоженная взлетная полоса. Через дорогу еще одна, под другое направление ветра.

М-да… Ольга, святая женщина…

………………………………….

14 августа

Первая половина дня

Как мог, со всевозможными вывертами просвещал учлетов в практической аэродинамике, конструкции и технике пилотирования, почти художественно ( ну только что не приплясывал!) расцвечивал повествование о балансировочной скорости, градиенте усилий, инерционности управления, подьемной силе и срыве потока…

Слушали мученически.

Вторая половина дня

К вечеру ветер ослабел и выровнялся. К радости моих учлетов теорию отложили и приступили к практике - сборке дельталета.

Собирали вместе и потому долго. Но так надо - сборка тоже ученье, пилот дельталета категорически обязан уметь самостоятельно собирать и разбирать дельталет. Это от пилота аэробуса никто никогда не потребует умения отстыковать консоли от центроплана, а дельталетчик сам себе и пилот и техник и ремзавод…

На взлетную полосу порулили под самый закат. Делаю короткий, пятиминутный полет, которым совмещаю и облет дельталета и облет посадочной площадки и разведку погоды. Светлое время уходит, каждая минута дорога, принимаемся за летную учебу.

Первым со мной летит П. Он в нетерпении, глаза горят …

Взлетаем. На высоте 150, как было оговорено, передаю П. ручку управления. Он незамедлительно вваливает «Гидраэр» в крен. Помогаю П. выправить крен «через его руки» и освобождаю ручку. Тут же – в противоположный крен…

Пошло дело! Ручка зашмыгала из стороны в сторону байдарочным веслом, траектория полета завязалась в морской узел – никакой «стингер» не попадет! Все, о чем было говорено днем под красавцем-дубом: про запаздывание и инерционность управления, про необходимость упреждения, про балансировочную скорость - забыто начисто. П. все забыв и ничего не желая слушать, вел борьбу с ручкой управления. Ручка побеждала...

Минут тридцать, по чуть-чуть, мы сообща «разбирали завалы» его ошибочных представлений о взаимоотношениях пилота и дельталета в воздухе.

Highslide JS

Заход на посадку, планирование и выравнивание я сделал его руками, одновременно «надиктовывая» все выполняемые действия.

Касаемся. Катимся.

П. вывалился с сидения на земную твердь другим человеком. Разлетелась, растерялась по владышинским опушкам “утренняя” самоуверенность, Замечательнейшее превращение! Вот теперь, П. начнет учиться летному делу “настоящим образом”!

Краткий разбор полета и взлетаем опять. Отныне П. смирился, что одолеть летательный аппарат нахрапом не получится и старается следовать моим указаниям.

Чередуя показ и совместное управление начинаю «ставить» ему технику пилотирования. К концу первого летного часа кое-что стало получаться. Пока это лишь простое копирование моего пилотирования без понимания их сущности. Но ничего - придет и понимание!

Highslide JS

Проведав про начало полетов, к вечеру из Дубны примчался А. Подкатив к нам он выпорхнул из автомобиля светясь беззаботной радостью. Он не догадывается, какая козья морда ожидает его в воздухе, в ближайшие минуты…

Погода благоприятствует и мы взлетаем в направлении «журавлиного» поля.. На подлете к полю передаю А. ручку управления..

Все повторяется, как по-написанному! Тоже размахивание ручкой перед моим носом, те же «половецкие пляски» в воздухе и столь же тщетные мои попытки повлиять «на процесс» словом и показом.

…А вот и новенькое! В очередной раз ввинтив аппарат в спираль, А. окаменел позади меня без признаков жизни. Перегрузка растет, спираль круче и круче, а попыток к выходу нет.

Вдруг в наушниках то ли скрип, то ли хрип:

- Помоги! Не выводится!..

Коротким диагональным движением ручки прекращаю вращение. Но через некоторое время опять мы заваливаемся в спираль... И опять:

- Ой! Помоги, сил не хватает!…

Вообще-то добрейшее «Небо-18» из крена выводится очень легко, и непонятно, почему здоровый мужик дважды чуть не родил!…Прошу его показать, как он прилагает усилия к ручке. Он показывает…

Как я хохотал в воздухе! В боку свело...

…Вместо то, чтобы перемещать ручку , А. пытался ее крутить, как автомобильный руль!

Люди такого сорта, как А. и П. вообще трудноподдающиеся всякому внешнему воздействию. Сформировавшиеся личности, со своим успешным жизненным опытом, они всегда уверенны в правильности только своих установок. Единственно, как можно их учить – через их собственные ошибки. Не надо «убирать грабли» перед ними. Наоборот, перед ними надо методично и планомерно раскладывать этот садово-педагогический инструмент, чтоб их постукивало по лбу под инструкторским контролем. А мучить их теорией и поучать, как школяров – только время терять.

15 августа

С восходом взлетаем с П. На высоте 200 метров в лицо плотный теплый поток. Ночью ветер развернулся на южный. Ровный, сильный, 15-17 м/сек.

Задача: прямолинейный полет вдоль дороги на Ильинское с упреждением на боковой ветер! Задача не простая, даже коварная: П. по образу жизни большую ее часть проводит за рулем и «ехать боком», даже воображаемо, по воздуху, ему будет дико и не по душе. Но отныне я буду безжалостен к «водительским повадкам» своих учеников…

Вчера П. неоднократно грубо вваливал «Гидраэр» в крен. Тот, как существо разумное, на грубость отвечал соответственно, т.е. крутым «педагогическим заныром», от которого П. умылся концентрированным адреналином. Оттого сегодня он излишне осторожен и побаивается размашисто работать ручкой – развороты выполняет плавные, почти без крена. Рисунок полета помалу складывается, хотя во всем еще достаточно путаницы, и, главное, очень не хватает ему осмотрительности. Например начавшегося рыскания даже не замечает. Но ничего, позже доберемся и до рыскания.

Полчаса в полете. Отворачиваем к Владышино. На подлете к площадке сбрасываю обороты и начинаем планировать. Заход делаем сообща. Все отклонения исправляем вместе, в четыре руки. На выравнивании «уступаю» его рукам и - есть выравнивание! П. почуял, почуял этот элемент посадки! Это замечательно, за него мы и зацепимся отныне!

………………………………………..

Теперь взлетаем с А. Он управляет «под мою диктовку». «Чувства ручки» еще нет и А. двигает ее более наугад. Подправляю его же руками и подбадриваю: ничего, ничего – «лет через триста пройдет»…

Сегодня А. удивил меня тем, что быстро совладал с рысканием в горизонтальном полете. Тут ему явно помогло природное умение сохранять спокойствие во всяких ситуациях. Основная причина рыскания в горизонтальном полете – суета, излишее стремление держать под контролем все и вся. Не надо считать крыло глупее себя! Не надо ему мешать в том, что оно умеет лучше тебя. Тогда и рыскания не будет!

Спокойствие в нашем деле – всегда залог успеха. Первая заповедь пилота – будь спокоен, не суетись!
   Имей в виду -чего бы ты не делал в полете, всегда и все - неправильно, потому чем больше спокойствия и меньше суеты, тем меньше ошибок за единицу времени!
   Шутка такая…

Поскольку полет заладился, я разблокировал педаль дублированного газа и дал А. команду управлять оборотами двигателя. Сам же придерживаю рукой его ногу, стоящую на педали газа у меня сбоку. Это очень удобно: надавливаю легонько на ботинок сверху – добавить газу! Потяну за носок ботинка вверх– сбавить газ! Сожму ботинок – замри нога! И в микрофон гавкать не надо…

Ручка управления двигается неуверенно, но уже осмысленно. Грубые ошибки первого летного дня более не повторяются.

Делаем проходы над полем, на высоте 10-15 метров. А. еще скован, ему не хватает осмотрительности и обьема внимания, поэтому полет выходит волной, обороты двигателя «погуливают». Иногда «Гидраэр» проваливается до самой земли и я перехватываю управление, парируя провал,чтоб не цапануть колесами о землю.

День задался: утром отлетали четыре получасовых полета, вечером еще два. Более трех часов учебного налета! Особых успехов, конечно, еще нет, но «накопительный процесс» идет вовсю.

На вчерашнем вечернем разборе полетов П. и А. разглядывали меня, не иначе, как карточного шулера, а сегодня они заинтересованно и даже азартно разбирают собственные ошибки. Так что все идет правильно, результат будет!

16 августа

Незадолго до рассвета Мать-Природа показала кто «в доме хозяин». Над Владышино разразилась страшнейшая гроза с дождевым шквалом. Разряды молний раскалывали черное небо с грохотом и вспышками. Ураганный ветер выл в кронах деревьев, проводах и крыльевых тросах. К великому счастью, тщанием А. Щербакова аппараты были надежно зачалены и именно под случившийся ветер, иначе бы их просто унесло, как тополиный пух.

Если от кого-нибудь вы услышите что-то такое о победе над силами природы – смело спрашивайте у докладчика справку от психиатора! Сидеть тихо, не высовываясь – вот в чем великая мудрость всякой летающей твари…

Утром А. отлетав часовой полет ( «подбирали» вчерашние ошибки ), опять умчался в Дубну. Взлетаем с П. На сегодня даю ему задание посложнее – проходы на малой высоте с последующим уходом на второй круг.

Это упражнение – подводящее к посадке. Посадку условно можно разложить на ряд отдельных элементов. Но только условно. Все эти элементы крепчайше взаимосвязаны: ошибись в одном – и, как домино, “посыпится” все остальное и посадки не выйдет... Или такая посадка выйдет, что лучше бы ее не было!

Над полем определяюсь с ветром, намечаю контрольные ориентиры и делаю показной заход на условную посадочную полосу. Выравнивания и ухода на второй круг я пока от П. требовать не буду.

……………………………

С погодой не повезло, ветер рваный ветер, болтанка совсем не учебная. В таких условиях учить – только портить. Ко всему у П. все разладилось, но он упрямо желает продолжать полет. Что ж, накручиваем круги над полем. Время от времени я меняю направление заходов надеясь выискать зону поспокойнее. Бесполезно! Явно полет получается бестолковый: какие-то американские горки, а не учеба. Я, даже, не могу указать П. на его ошибки – черт знает где он ошибается, где нас крутит-вертит турбулентность! Сколько раз зарекался в такую погоду не учить!…

В завершение полета, уже на посадке, видимо совершенно ошалев от пережитого, П. выдал номер: после выравнивания, перед касанием, рванул ручку на себя ( я и среагировать не успел! ). «Гидраэр» смачно, по-жабьи, плюхнулся о землю. Амортизаторы сработали до упора, лязгнули о поперечину латы. «Гидраэр» отрикошетил от земли на пару метров, вновь коснулся и покатился по полосе.

После посадки П. покаялся, что все не заладилось у него с самого утра. А попортил все мобильник-гад, случайным образом провалившийся куда совсем не следовало. Провались бы он и глубже, но больно ценную информацию с собой утянул. Мероприятия по извлечению мобильника и его очистке были сопряжены с большими морально-психологическими страданиями, что и отразилось на последующих событиях…

Highslide JS

П. приуныл… Но в итоге это пошло ему на пользу! Он взял себя в руки, собрался и вечерний полет отлетал отлично.

По-началу мы планировали лететь к «журавлиному» полю, но набрав 150 метров натолкнулись на сильнейший встречный ветер. Даже на полностью зажатой ручке «Гидраэр» пробивался вперед с путевой скоростью не более 2-3 км/час. К полю не пробиться. Меняю план полета и продолжаю набор прямо над Владышино. На высоте 300 м. встаем совершенно. «Стоим» по-вертолетному, не шелохнувшись.

Вот тут-то у П. все «пошло»! Ручка ожила в его руках, полет стал ровным, развороты с четким упреждением на выходе. Исчезло рыскание. Подменили человека! Полчаса безошибочного пилотирования. Ко всему он уверенно «заработал» газом. На посадке, хоть и под контролем ( турбулентность у земли из-за сдвига ветра нешуточная ), сделал все правильно. Кажется П. «зацепился за удачу».

17 августа

Первый вылет. П. взлетает самостоятельно. Я лишь страхую его. На разбеге П. правильно «прикрылся креном» от бокового ветра и в нужный момент «раскрыл крыло». Хороший, даже красивый отрыв - строго по прямой, без крена и скольжения.

Не забываю похвалить!

Летим к полю «сколачивать коробочку». Проходы пока будем делать без касания.( поле не очень-то ровное, чтобы без надобности по нему раскатывать…)

По пути, упражняю П. в тактике полета. Поджидаю момент, когда он рискованно уклонится вглубь леса и даю вводную: отказ двигателя! Твои действия!.. П. послушно сбрасывает газ и скоро осознает, что будь отказ настоящим, висеть нам на деревьях От этой точки он подчеркнуто «ломает» траекторию, прижимаясь к опушке и полям, ожидая, ( уж чего более…), настоящего отказа или очередной моей вводной… Но польза в любом случае!

Над полем я делаю показной проход, одновременно намечая контрольные ориентиры разворотов и высоту их прохода. Передаю управление П. Начинаем работать.

Каждую ошибку и отклонение от заданной траектории заставляю исправлять незамедлительно и требую это подчеркнуто категорично. Это необходимо, это заставляет мобилизоваться. Психологического «перегруза» у П. я не опасаюсь - не тот случай! Да и налет у него уже достаточный чтоб спрашивать жестче!

Круг за кругом заходим на поле. Заставляю П. все «накопившиеся» на кругу ошибки не тащить за собой, а «подчищать» до четвертого разворота . И только тогда заходить на полосу. Во всяком другом случае отправляю его на второй круг!

  • На второй круг, если прошел четвертый выше или ниже заданной высоты.
  • На второй круг, если отклонился вправо или влево от оси «полосы».
  • На второй круг, если планирует с недолетом или перелетом.
  • На второй круг, если допустил раскачку.

………………………………………..

Занудно, но необходимо,! «Привычная» готовность к уходу на второй круг - краеугольный камень безопасности! Кроме того уходить на второй круг надо уметь, это «тонкая вещь»! Во-первых - принятие решения. Во-вторых- увеличить обороты до взлетных. В-третьих - точным, рассчитанным движением ручки прекратить дальнейшее снижение и удерживать аппарат у самой земли, используя экранный эффект, пока он не разгонится и на ручке не появился тянущее усилие. И только тогда –вверх!

Конечно, уход на второй круг налегке, когда сзади мощный «Ротакс», да сверху надежное, верное крыло… оно, может, не такая уж «тонкая вещь». Но всегда ли так будет в летной жизни?

……………………………………………….

Ошибок все меньше. Меньше уходов на второй круг. Я более молчу, в управление не вмешиваясь. П. здорово замотался на “конвейере”, но и результат налицо. Главное, даже, не то что ошибок становится меньше, главное,-что он сам их определяет и старается исправлять.. Остальное приложится!

Заход и посадка подстать полету – на твердую «четверку с плюсом».

Думаю, что если бы ему сейчас, чисто гипотетически, предстоял побег из концлагеря (как летчику Девятаеву, во время войны) то он бы улетел и вполне благополучно приземлился..

После посадки я не удержался от вполне заслуженной похвалы.

В то время, как П. распушив хвост остается на земле, я вылетаю с А.

Уже со взлета все пошло нехорошо. В момент отрыва он «оставил» крыло накрененным. Я среагировал и «вытащил» аппарат из опасного крена вблизи земли. Но дальше – больше. Рассогласовалось и рассыпалось все, что еще вчера неплохо получалось. Обороты «загуляли», траектория полета - «противозенитная», вихляемся по всем осям.

Вот он - раздрай! Отлучки то на работу, то на охоту оттянули его неизбежный приход. Более упорный, не пропустивший ни одной летной смены П. уже выкарабкался из этой «ямы», теперь очередь А ….

Из теории методики летного обучения известна т.н. кривая обучаемости. Смысл ее таков: на первом этапе обучения, когда курсант, полагаясь более на интуицию, чем на знания, лишь «внешне» копирует инструкторскую манеру пилотирования, дело идет бойко. Но наступает время, когда знания подтягиваются вслед за упрыгавшей вперед интуицией и «требуют уступить им законное место». В курсантской голове возникает хаос. Чему верить? Тут и вмешивается подлое чувство неуверенности в себе и, даже, страха. Этот этап надо «протерпеть», дальше все наладится. Провал кривой обучаемости может быть плавным, может и крутым. В редчайших случаях его удается совсем миновать. Впрочем и в этих случаях весьма вероятно, он присутствует в какой-нибудь скрытой форме.

Погода благоприятствует, летим к полю гонять «коробочку» с проходами. А. делает все возможное, чтобы испортить мне настроение: усердно размахивает ручкой управления, провоцируя раскачку, не дает покоя двигателю и “гуляющими оборотами” мучает поршневую группу…

Тут еще дело… На разворотах он стал… сбрасывать газ! Как на автомобиле, на крутом повороте.

Ну, это уж слишком! Я от души выдал в микрофон:

- Кучером тебе быть, а не летчиком - по селу ездить, на худой кобыле!

Конечно, инструктору «прописано» ангельское терпение, но разрядиться порой необходимо. Особенно если не зло и с иронией. Часто это даже помогает…

Еще и еще показываю, как «гасить» раскачку, как последовательно вводить аппарат в разворот и с упреждением на инертность выводить из разворота. Управляю его руками, комментирую все действия. Заставляю повторять. Опять показываю.

Работаем. Вода камень точит…

К предстоящей посадке А.«готовлю» загодя. Напоминаю последовательность действий:

Первое: уточнить направление ветра у земли ( «колдун» на ВПП и дымы );

Второе: исходя из ветра определить направление захода;

Третье: выполнить проход четвертого ППМ на высоте 50 метров;

Четвертое: убедившись в правильности выполненного, сбросить обороты и планировать строго по оси ВПП…

…Щас! Над точкой четвертого разворота оказываемся вместо положенных 50, аж на 100 метрах. А. ошибку не признает и пытается спикировать на полосу. Безнадежное дело… Жду , когда ему ошибка станет окончательно очевидной. Не дожидаюсь. Проскакиваем всю полосу аж до развалин коровника, (это четвертый разворот, но противоположного направления!) И только тогда в наушниках :

-  Что, на второй круг надо?

-  А сам что думаешь?

- Да, надо на второй круг...

-  Ну давай!..

Лихим маневром, по-моему до конца им самим не осмысленным, А. выводит аппарат на 50-ти метрах , …поперек полосы.

-  Что-то у меня сегодня не получается…

Наконец заходим. На глиcсаде еще умудряется раскачать аппарат, но выравнивает хорошо ( выравнивание у него идет хорошо с самого начала). Приземляемся.

18 августа

По утреннему заморозку заледенело крыло.

Покрытое льдом оно может повести себя непредсказуемо, поэтому взлетаю один и на высоте 100-150 м, в теплом воздухе «отогреваю» и подсушиваю крыло минут пять-семь. Теперь можно начинать учебные полеты.

Вместе снами вылетает на своем «Форсаже» А.Щербаков. Сопроводив нас до «журавлиного поля» он плавно отвалил в юго-западном направлении и скоро превратился в точку. Ну это надолго. Полет менее чем на сто километров для Щербакова – не полет.

Попеременно, по полчаса, летаю с П. и А. Гоняем «конвейер» над журавлиным полем, подчищаем ошибки.

П. упрямо работает , не жалуясь ни на погоду, ни на подваливающее вправо крыло, ни на строгий газ.

……………………………………

А. удивительно успешно выкарабкивается из «ямы» кривой обучаемости и наверстывает прогуленное. Летаю с ним по той же программе. Ошибок становится меньше, полет уверенней.

П. и А. пообвыклись пилотированию с первого сидения и полным ходом осваивают таинства полета. Поочередно меняясь к завершению летного дня они налетали по два часа. У меня все так смешалось в голове, что даже не нахожу что особенного отметить. Просто «пахали» и все!. Бывают такие летные часы…

На вечернем разборе полетов (мои ученики теперь уже сами его требовали!) я отделался общими формулировками… об улучшении, повышении… и вообще – Аминь!

19 августа

Отлетали только утреннюю смену. Сегодня возвращаться в Москву.

Поочередно с П. и А. слетали к «журавлиному» полю.

Еще недавно я готов был вытолкать их обоих (также поочередно!) за борт за их «автомобильные манеры» пилотирования, но прошло несколько дней и все в норме. Пилотирование почти уверенное, есть, конечно, шероховатости, но они вылечатся практикой.

П. не очень ровно, но упорно идет к цели. Пожалуй скоро его можно выпустить самостоятельно.

А как только самостоятельно вылетит П. то вслед за ним, очень скоро вылетит и А. Точно знаю! Чувствую!

……………………………………

До конца сентября вынужденный «технический» перерыв в полетах.

……………………………………

25 сентября

Утром конвейер с А. Два полета по 35 минут. Восстанавливаем подрастерявшиеся за месяц навыки, подчищаем ошибки. После перерыва полет у него выходит «как-то горбато»: то забудет обороты увеличить перед уходом на второй круг, то наооборот - не сбросит после четвертого разворота. Раскачка на планировании появилась, а не было! Еще «вылезло» нехорошее – А. совершенно не работает ручкой в продольном канале в болтанку. Он хорошо уяснил, что такое балансировочное положение ручки и на том успокоился! От того при малейшей турбулентности «Гидраэр» раскачивало по килю, как корабль в шторм! Как ни агитировал я А. сделать одно простое продольное движение ручкой, чтоб качку прекратить так нет, продолжаем качаться!

Ломаю голову, как заставить его работать ручкой…

………………………………

Летим с П. на «журавлиное поле» отрабатывать конвейер с касанием. П. хорошо усвоил главнейшее правило безопасного ухода на второй круг: после отрыва, перед уходом в набор разогнать аппарат на экране. П. так и делает! Меня это радует!

Вот только чертова раскачка! Стоит ему чуть больше необходимого взять ручку на себя на планировании и раскачка тут как тут.

Даю П. установку меньше тянуть на себя ручку на планировании. В конце-концов у «Небо-18» большой запас по срыву и незачем его гнать. Таким гениальным образом мы избавились от опостылевшей раскачки….

Отгоняв конвейер из 10 взлето-посадок, в порядке факультатива потренировались проходам на предельно малой высоте над окрестными полями. Я решил что будет полезным показать П. насколько обманчив покров земли с высоты и каков он при ближайшем рассмотрении. (Очень полезно это знать, если планируешь приземляться на подобранные с воздуха площадки.)

Полет получился «сверхполезным» П. открыл для себя, насколько «врет» глаз даже с высоты 10-15 метров и как непросто пилотировать вблизи земли, а я кажется догадался, как заставить А. работать ручкой в продольном канале!..

…………………………………

Учение, мало сказать, продвигалось, оно зашло так далеко, что в пору было думать о предстоящих самостоятельных полетах. На вечернем «брифинге» я решил приободрить своих учеников в преддверии столь важного события в их летной жизни но увлекся, разгорячился, и сам того не желая, “прошелся огнем и мечом” по всем их прежним и нынешним грехам и огрехам. Приободрил, одним словом…

Какого черта я это сделал?

  26 сентября . Утро

Шлифуем с П. упражнение «полет по кругу». Отучаю его «резать» четвертый разворот.

Дурной тон - резать четвертый разворот. Это как мимо очереди за водкой. Но по последствиям опаснее!

П. старается и все у него получается, но я гоняю его целый час, ожидая что «выскочит» какой-нибудь недодел. Ничего не выскочило.

Вылетаем с А. Взлетает без замечаний. Идем к «журавлиному» полю. А. настроен на конвейер и еще не знает, что я задумал…Когда перемахнули лесной массив, даю ему команду снижаться.

-  Что , прямо тут ?

-  Прямо тут и снижайся! Будем ходить над полем вдоль и поперек на высоте 3 - 5 метров.

-  Ух ты!..

«Строгий газ» моего аппарата послужит сейчас хорошую службу, хотя А. и взял моду в последнее время на него жаловаться. Конечно сложно миллиметровыми перемещениями педали держать постоянные обороты, но «гуляющие» обороты можно компенсировать ходом ручки «на себя – от себя». На высоте можно и похалтурить, можно вовсе не обращать внимания на волнообразность траектории, но у земли – шиш! Без работы ручкой, полета на малой высоте не выйдет.

А. постигал эту истину тяжко. Полет на предельно малой высоте требует непрерывного напряжения и безошибочности пилотирования. Минут двадцать мы распугивали всю мелкую и крупную птицу, притаившуюся в высокой траве по всему огромному полю. А. то взмывал, то проваливался до самой земли, опять взмывал и опять проваливался. Чтобы уберечься от непреднамеренного касания он был вынужден очень четко работать ручкой «на себя- от себя». Халтура тут не проходила!

Highslide JS

А. вспотел, его руки онемели, но я продолжал его гонять пока не увидел, что ручка управления ожила в его руках!

После гонов на сверхмалой «конвейер» для А. был уже отдыхом. Некоторые шероховатости еще оставались, я их замечаю, но они уже «зашлифованны» до уровня, когда опасности не представляют, а лишь влияют на оценку. Иной раз он отклоняется от оси при заходе на полосу, но «полоса» – это поле гектаров тридцать… АН-2 сядет! Главное – у него сложился рисунок полета, появилось «чувство ручки».

По дороге «домой» , как бы между прочим, постращал А. крутизной набора в одноместном варианте. Так сказать, в порядке психологической подготовки к самостоятельному вылету. Не напугал.

К Владышино подлетели на высоте 200 метров. Заранее предупреждаю А., что заходить и приземляться будем с выключенным двигателем. И делать это буду не я... А. с энтузиазмом взялся за самостоятельный заход и посадку.

И зашел! И посадил!

26 сентября. Вечер

После утренних полетов А. вновь умчался по делам в Дубну. Поэтому, как только погода установилась, вылетаем с П. Ничего не загадывая и тем более, не обьявляя П. о конечной цели полета оцениваю взлет, набор, построение маршрута и конвейер из шести взлето-посадок. Молчу до последнего…

- Как настрой? Самостоятельно готов?

Пауза. Ответа сразу нет. Это хорошо.

-Заходи на посадку в начало полосы.

На земле покидаю инструкторское сидение и замыкаю замок привязного ремня. Шлем с проводом переговорного устройства ложится на траву.

Я демонстративно спокоен и уверен. Мое спокойствие и уверенность П. «возьмет» в свой первый самостоятельный полет.

Внимательно - в глаза! Взгляд твердый, нацеленный.

- Помни про крутой набор после отрыва!

Запуск. Разбег. Отрыв. Полет по кругу без единого сбоя. Точный выход в точку четвертого разворота. Сбрасывает газ, планирует, выравнивает. Касание!

И еще один полет – для закрепления. Так принято.

26.09.06 г. 17ч30м П. вылетел самостоятельно после 9 час 45 мин.; 58 взлето-посадок с оценкой «отлично»
Highslide JS

Примчавшийся из Дубны А. уже знал о самостоятельном вылете П. Он старался не подавать виду, но было не скрыть – А. внутри кипел, аж крышечка подпрыгивала…

Погода по-прежнему благоприятствовала и мы вылетели.

Я никоим образом его не обнадеживал самостоятельным вылетом. В таком деле не может быть чего-то заранее запрограммированного. Решение о выпуске самостоятельно для инструктора, как заключительный мазок художника, заканчивающего шедевр. Каждый ученик, вылетающий первый раз самостоятельно – шедевр инструктора. Я еще не знаю, как А. отработает контрольный конвейер и насколько он психологически готов к полету. Азарта у него сейчас в избытке. Но это – другое.

А. выполнил конвейер из пяти проходов с касанием. Замечаний нет. Через зеркальце заднего обзора исследую выражение его лица. А. собран и сосредоточен.

Еще проход…

-Как настрой? Ты готов? И смотрю в зеркальце…

- Ну, если доверяешь… Думаю , что готов...

- Заходи на посадку в начало полосы!

Все повторяется. Я покидаю инструкторское место, замыкаю замок привязного ремня. . Шлем с проводом переговорного устройства - на траву. Я демонстративно спокоен и уверен, это спокойствие и уверенность я должен передать А. в его первый самостоятельный полет.

Внимательно - в глаза! В глазах та же готовность и отрешенность от всего, что не связано с предстоящим полетом. Значит все будет нормально!

- Помни про крутой набор после отрыва!

Запуск. Разбег. Отрыв. Аппарат чуть качнулся в наборе, но лишь самую чуть. Первый разворот. Полет по кругу ровный, четкий. Четвертый разворот. Сбрасывает обороты, планирует. Выравнивание плавное. ( ну за его выравнивание я спокоен… ) Касание!

И еще один полет – для закрепления. Так принято.

26.09.06 г. 19ч 45 м А. вылетел самостоятельно после налета 8 часов 35 мин.; 60 взлето-посадок с оценкой «отлично»
Highslide JS

Владышино сентябрь 2006г слева направо на снимке:
П., А.Кареткин , А.

PS 27 сентября. Утро

П. и А. выполнили 15-ти минутные самостоятельные полеты с удалением от места старта до границы видимости.

В этих полетах было более сакрального смысла, чем учебного. Пуповина, доселе связывавшая с землей этих, еще недавно не умевших летать людей, отныне разорвана..

Да будет так!

назад

Ну что, орлы, учиться будем?
Колдун вещает грозу
П. заходит на посадку
А. пока ещё светится радостью
Гад мобильник! П. приуныл...
Проходы над "журавлиным полем"
А. внутри кипел, аж крышечка подпрыгивала…
П., А.Кареткин , А.
© aes 2007