Путь в трёх измерениях...

E.Д.Табакеев
 

Из истории дельтапланеризма 1975 - 1980г.

Пока будут восходящие
потоки –
будут люди, стремящиеся летать.
О.А.Антонов
(Надпись на стеле с планером на горе Клементьева, Коктебель
)

С самого раннего детства я любил смотреть в небо – в безоблачную синь, на лениво дрейфующие по ветру облака, на метущиеся тучи… Но больше всего мое внимание привлекали к себе птицы, вернее их полеты, грациозные, как танец балерин. Ревниво любовался ими и мечтал взлететь сам.

Мечта осуществилась. В легком спортивном самолете Кемеровского аэроклуба я поднялся выше птиц, выше облаков. А затем, как обухом по голове: «К полетам не годен. Близорукость».

А я все равно завидовал птицам. И раскинув руки, подставляя лицо ветру и закладывая крутые виражи, летал … во сне. А тем временем человечество, создав невиданное, ошеломляющим полетом Юрия Гагарина шагнуло в Космос. Стоя в почетном карауле у гроба Первого Космонавта, я мысленно клялся ему, что буду летать, веря в чудо, что полеты во сне когда-нибудь станут явью. Но для чуда нужны были крылья. Крылья подарил мне мой друг Миша Гохберг – один из первых дельтапланеристов в Советском Союзе. После его первых полетов в 1971 г. на крыло поднялись тысячи, таких как я, мечтающих летать как птицы.

Мне уже стукнуло 72 лет, активно летаю на дельталете, но до сих пор не могу придти в себя от своего первого в 1975 г. длиною метров в 30 полета-прыжка на дельтаплане. С тех пор совершены тысячи полетов на дельтапланах и дельталетах на высотах до 3 километров и длиною в сотни километров, но острота испытываемых во время каждого полета ощущений не притупляется.

Перебираю ворох вырезок из газет и журналов, со статьями о крылатых, вернее «дельтанутых»  людях. Читаю некоторые из них:
«Узбекская ССР. Урочище Чимган, расположенное в отрогах Тянь-Шаня, любимое место отдыха жителей Ташкента, Чирчика и других городов республики. Раздолье здесь для лыжников, туристов и дельтапланеристов. Недавно (1978г.!) здесь впервые были проведены зональные соревнования дельтапланеристов из республик Средней Азии».
«50 любителей самого молодого вида спорта из Москвы, Ленинграда, Ростова, Свердловска и других городов СССР участвовали  во всесоюзных соревнованиях дельтапланеристов, проходивших в субботу и воскресенье в Крылатском в Москве (1978г.).

«Башкирская АССР. Трассу уфимских горнолыжников с недавнего времени облюбовали для своих тренировок энтузиасты нового в республике вида спорта – полетов на дельтаплане».
«Казань. Быстро растет популярность дельтапланеризма в Татарстане. Этим видом спорта занимаются здесь уже более ста человек различных возрастов и профессий».

А вот письмо из от Алеши Сочнева из Певека, про который говорят, что там 10 месяцев зима, а остальное лето. «Своеобразный рекорд установили пилоты-дельтапланеристы первого на Чукотке дельтапланерного клуба «Полюс 77»: они выполнили полет в условиях полярной ночи при температуре -45С».

«Механик Андрей Нестеров из секции дельтапланеристов при московском вертолетном заводе совершил на Петровских горках близ Тушино, имеющих высоту всего около 50 метров, полет продолжительностью 2 часа 3 минуты».
«Кандидат технических наук, мастер спорта по альпинизму Виктор Овсянников совершил полет с вершины Эльбруса (5621 м). Спустя год, с Эльбруса стартовала группа дельтапланеристов в составе 5 спортсменов».
«Летчик-испытатель Слав Топтыгин совершил с горы Клементьева в Крыму рекордный по продолжительности полет, пробыв в воздухе на своем дельтаплане 2 часа 34 минуты. В июне 1978 г. Андрей Кареткин, стартовав с этой же горы, парил в воздухе уже 4 часа 13 минут!

Штурм неба дельтапланеристами продолжался. В марте 1978 г. впервые в Домбае на Северном Кавказе были проведены соревнования сильнейших дельтапланеристов страны.
Спортсмен из Закарпатья Иван Тищенко достиг у себя на родине рекордной высоты полета – 1500 м!
В Рязани состоялись соревнования на приз Крякутного. Да, того самого Крякутного, которого попы хотели сжечь живым и закопать в землю за то, что он «наполнил дымом огромный мешок и поднялся выше березы».
Со времени Крякутного прошло 300 лет. Много смелых людей заплатили своей жизнью за то, чтобы журналистка Евгения Подгайская могла заявить на страницах газеты «Москва спортивная» «Летать? Обычное удовольствие!».
Да, обычным удовольствием, например, для меня стали полеты.

Зимой и летом мой день в субботу и в воскресенье начинается с телефонного звонка:
- Женя, привет!
- Привет, Миша!
- Летаем?
- Естественно, как обычно.

Завтрак, короткие сборы и машина с 2-3 дельтапланами на багажнике несется в направлении  Петровских горок – Мекку дельтапланеристов Москвы. Уже издалека вижу, как гигантскими бабочками взметаются вверх и носятся галсами вдоль склона мои товарищи. По подчерку  полета  узнаю  Слава  Топтыгина,  Андрея Кареткина,        Андрея Нестерова, Володю Бугрова, Виктора Козьмина, Петю Грушина, Юру Уткина, Альберта Сытина. Скоро собраны и наши аппараты. Становлюсь в очередь стартующих. Наконец руководитель полетов разрешает взлет и мне. Короткий разбег, толчок и… неописуемое, необыкновенное ощущения плавания по волнам воздушного океана наполняет меня. Это радость от бьющего в лицо ветра, от того, что дельтаплан послушен мимолетному движению твоих рук. Хочется петь и, кажется, пою, но надо смотреть в оба: в небе несколько аппаратов. Невольно вспоминаю, что в 1976 г.  мы с Мишей стартовали здесь одни, протаптывая дорожку для разбега в сугробах метровой высоты, а год спустя здесь в хорошую погоду собирается 40-50 дельтапланеристов и сотни зрителей, благо до ближайших домов – рукой подать. Из-за них приходится быть особенно внимательным при посадке – как бы случайно не сеть на зазевавшегося. Бывали и такое. Во время международной встречи СКИЖ в январе 1977 года пять московских дельтапланеристов - Андрей Кареткин, Юра Уткин, Евгений Табакеев, Виктор Козьмин и Борис Белявский – по приглашению главного редактора журнала «Техника молодежи» Василия Дмитриевича Захарченко делали «шоу» в небе Бакуриани. На высоте 400-500 метров над трассами горнолыжников орлами кружили дельтапланеристы. Во все кино- и фотоглаза смотрели на полеты журналисты из многих стран мира, забыв о виновниках торжества – о своих собратьев журналистах. Порыв ветра при посадке на промежуточной площадке канатного кресельного подъемника буквально кинул меня на журналистку, которая, даже падая, целилась в меня своим фоторужьем. К счастью, все обошлось благополучно и журналистка, отряхнув с курточки снег, раскрыла блокнот и на этот раз «насела» на меня с кучей вопросов.

Быстро наплывает земля. Зрители разбегаются в разные стороны. Ручка от себя и птица, зависнув на мгновение в воздухе, присела и опустила нос, чтобы порыв ветра не опрокинул ее. Рядом садится Миша. Впрочем, «Миша» - это для нас, дельтапланеристов. Для остальных он Михаил Борисович, профессор, заместитель директора Института физики Земли АН СССР. Для нас он еще и «отец советского дельтапланеризма», как назвал его журнал «Спутник». Подбегает вездесущий журналист и возбужденный полетом Миша привычно отвечает на его вопросы. «Да, мастер спорта по водным лыжам, но это увлечение. Дельтапланеризм? Это любовь! Летал на Кавказе, в Карпатах, на Памире и Тянь-Шане. Летал в 1971-78 вместе с Денисом Бернаром во французских Альпах, с Хубером в Баварии в ФРГ, с Биллом Мойесом и Рики Поинтером в Австралии, с Вили Мюллером и Джоном Терри в Канаде. Все это, естественно, в свободное от научной работы время». Впрочем, извините, прервал он любопытного журналиста. «Ветер!».

Действительно, набежала тучка и, ослабевший было ветер задул с прежней силой. Берем дельтапланы за передние расчалки и несем их по ветру в гору. Ветер достаточно силен, чтобы удерживать аппараты в воздухе.
А в воздухе повыше – красочное зрелище!

Юра Уткин, до безумия смелый пилот, на своем «Уолд Кап 90» уже летал на высоте 35-50 метров галсами над кромкой склона. Ниже, с меньшей скоростью ходил на аппарате собственной конструкции Андрей Нестеров. И вот уже набирает высоту Миша. Его красно-желтый «Стингер» идеально вписывается в повороты в узком восходящем потоке. Руководитель полетов закрывает на время старт, так как над горой скопилось большое количество дельтапланов, и мы, не успевшие взлететь, невольно становимся зрителями Через некоторое время мы буквально «скрикиваем» с неба летающих собратьев, требуя место в небе для себя. Асы садятся там, откуда стартовали. Так экономится время и силы. А в небо уходит следующая тройка. И так целый день…

А вечером, где-нибудь в редакции журналов «Техника-молодежи» или «Моделист-конструктор», редакторы которых являются «крестными отцами» дельтапланеризма в СССР, Икары наших дней встречаются снова.
Кавказ, Карпаты, Памир, Урал, Крым, Тянь-Шань, Саяны – снова и снова обсуждается вопрос о месте проведения всесоюзного соревнования дельтапланеристов страны. Просматриваем фильмы о полетах в местах возможных соревнований. Делая выводы из несчастных, и, увы, часто трагических случаев, утверждаем первое наставление по производству полетов на дельтаплане. Воистину, эта инструкция написана кровью. Делимся новостями. А уходя домой, поем наш гимн, гимн дельтапланеристов:
«Мы ищем ветер! Души нараспашку!
Разбег и крылья начинают петь…
Не страшно падать с высоты! Не страшно!
Нам страшно не подняться, не взлететь».

Примечание: Эта статья была опубликована редакцией зарубежного вещания Центрального телевидения и радиовещания СССР 23 июня 1978 г. в переводе на немецкий язык. Данная редакция была подвергнута незначительному изменению.

В небе Грузии
Фирменный поезд «Грузия» вырвался, наконец, из московских февральских метелей, умылся под дождями юго-восточной Украины и, оставив позади черноморское побережье, исчез в лабиринте Кавказских гор.

В Хашури, маленькой железнодорожной станции, мы, ожидая электричку на Боржоми, с тревогой глядели в облачное небо. Шел дождь… Успокаивая своих погрустневших спутников, сам не веря в свои слова, заметил:
- не бойтесь, друзья, за горами, куда мы держим наш путь, нас ожидает море солнечного света! Мой прогноз основывался на прочитанной накануне строчке из краткой географической энциклопедии, которая обещала, что в Бакуриани много солнечных дней.

Участок пути Боржоми - Бакуриани – самый прекрасный! Собранный из семи вагончиков игрушечный поезд узкоколейки с детским упрямством забирался все выше и выше в горы, пробираясь сквозь темные леса, по краю бездонных пропастей. На маленьких живописных станциях в вагон входили не менее живописные жители гор. Весело щебетали возвращающиеся из школ многочисленные школьники.

Мой прогноз оправдался. Бакуриани было полно солнца и света. Ослепительно белый снег резал глаза. Мириады солнц отражались в снежинках.
Нас никто не ждал. Да и кто мог бы нас ждать, если мы до последней минуты, стоя у железнодорожных касс спорили, куда нам отправиться. Андрей Кареткин, первый рекордсмен СССР по дельтапланеризму, предлагал поехать в Карпаты. Юра Уткин, известный в кругу дельтапланеристов как азартный и бесстрашный пилот, к Эльбрусу. Жора Чанов со свойственным ему спокойствием авиационного конструктора из КБ Яковлева ждал нашего решения, а я, четвертый член группы, колебался, не зная какому маршруту отдать предпочтение. Все хороши. В конце концов, решили двинуться на Чегет и… купили билеты в Бакуриани – кассирша уговорила.
На Олимпийской базе Бакурианского спортивного комплекса нас, к счастью, еще помнили. Юра, Андрей и я вместе с другими московскими дельтапланеристами летали здесь в 1977 г. во время 23 Международного соревнования журналистов - горнолыжников.

Устроились в гостинце и на другой день ни свет- ни заря отправились к нижней станции кресельной подъемной дороги, неся свернутые в «трубку» свои дельта.
Загоревший до черноты от постоянного пребывания на солнце смотритель канатной дороги, оказавшийся нашим старым знакомым по 1977 г., помог нам - вместе с нашим грузом - разместиться в «кресла» подъемника, и уже через 10 минут мы были на высоте 1800 метров, а еще через 15 минут 4 дельтаплана кружились в хороводе в небе Бакуриани.

Покрытый хвойным лесом горный склон горы Кохта 1, с которой мы стартовали, смотрит на север и на этой стороне проложена горнолыжная трасса. Сама вершина совершенно голая, что дает возможность дельтапланеристам взять старт в любую сторону. Взлетев с северного склона, можно лететь в северном, западном и восточном направлении. Полет на север без поддержки динамического потока продолжался 5-6 минут и заканчивался после выполнения 3-6 крутых спиралей на маленькой площадке у нижней станции канатной дороги. Приземление на нее требует от пилота большого мастерства и опыта, так как рядом проходит электросеть и строится гостиница. Перепад высот между стартом и финишем около 500 метров. На наше счастье солнце нагревало лес и создавало в различных местах «термики», в особенности к востоку от подъемника. Используя термики можно было летать – в зависимости от мастерства и удачи - 10 и более минут и приземляться на промежуточной станции подъемника, лежащей на 200 метров ниже высоты старта. Андрей, каким-то присущим ему шестым чувством пилота определил время старта, поднялся на высоту 160 метров над стартом, покрутился над Кохтой около 10 минут и приземлился снова на старте. Его полет «старт с вершины Кохты – выполнение десяток спиралей – приземление на вершине Кохты» стал его ежедневной программой, которую, увы, нам не удавалось осуществить. «Змей» Андрея и его мастерство были лучше, чем наши. Мы довольствовались 10- 15-минутными полетами с приземлением на промежуточной станции. Часто программа полетов определялась не нами и метеорологическими условиями, а киносъемочной группой в составе студентов Всесоюзного государственного института киноискусства режиссера Карины Димонян и оператора Славы Сачкова. Они снимали свой первый фильм «Найди свой ветер»

Умоляющий взгляд черных очей Карины и улыбка Славы покоряли нас и заставляли еще и еще раз повторять старты, делать каскад крутых, опасных спиралей. Все это снималось на фоне захватывающей дух панорамы гор: на север от горы открывалась огромная ладонь, на которой разместился поселок Бакуриани; горные хребты и ущелья тянулись на юг, на восток и на запад. Покрытые снегом хребты, темно-зеленый лес в ущельях были буквально залиты солнечным светом и величественно покоились под празднично сверкающей чашей бездонно-голубого неба. Перенести эту неповторимую цветовую гамму на пленку пожелал бы любой оператор кино. И Слава сделал это! А Карине удалось гармонично слить воедино первозданный хаос природы с миром дельтапланеризма.

Наш крайний полет дня мы всегда заканчивали приземлением у гостиницы Олимпийского комплекса. Мы пролетали над лесом, ловили «термик» в районе гостиницы и приземлялись буквально в десятках метрах от нее. Как правило, балконы гостиницы, как театральные ярусы, быстро заполнялись зрителями, которые махали нам руками, восторженно что-то кричали - в 1980 году полеты на дельтапланах были еще в диковину.

Летать! - вечная мечта человека… Мастерили крылья из перьев птиц, скрепляя их воском, как Дедал и Икар в Греции; изготовляли их из неведомого материала и летали вместе с прирученными орлами в Андах; монахи в Непале и Китае поднимались на змеях в небо и часами висели над землей для достижения просветления и благодати… Прыгали с круч, мостов, с крыш домов или сараев бесчисленные мальчишки и девчонки, пытаясь насладиться мигом полета, платя за это травмами, а часто и жизнью. И только дельтаплан позволил осуществить мечту миллионов подняться в небо и наслаждаться полетом. А оставшиеся на земле с некоторой завистью, гордостью и восторгом смотрели на человека, парящего подобно птице в небе. 

Во время одного из полетов с Кохты Юра Уткин, взявший курс на восток, приземлился на проселочной дороге вблизи села Метарби в 10 километрах от старта.  При приземлении вспугнул лошадь и ее хозяина, который удивленный никогда не виданным пригласил Юру в дом. Вскоре все мужское население села сидело вокруг Юры.

Пили за дружбу, за полет, за Юру, за птиц, за женщин, мужчин, детей. Пир, несомненно, продолжался бы до утра, если бы Юра забыл, что в этот день был намечен отъезд в Тбилиси, и мы его ждали. Несмотря на уговоры остаться в селе, жениться и летать в горах, он настоял, чтобы его отвезли в Бакуриани. Мы, встревоженные его долгим отсутствием, организовали его поиск. Отчаивались в тревожном ожидании. Наконец, появилась запряженная в сани лошадь – та самая испугавшаяся при виде невиданной птицы, а в санях не вяжущий лыко Юра в обнимку с дельтапланом. Быстро перенесли обоих в ожидающий отправки в Тбилиси автобус, попрощались с хозяином лошади и – отправились в путь на покорение Тбилиси.

В столице Грузии нас ждали. Света Асатаурова и Лена Дюкарева, которые судили в Бакуриани соревнования горнолыжников, вернулись в Тбилиси раньше нас и подняли на ноги всех местных любителей полетов на дельтаплане.

На следующий день рано утром у гостиницы «Иверия» остановился автобус, битком набитый местными дельтапланеристами. Они помогли нам погрузиться, и мы отправились в путь к местному дельтадрому вблизи Тбилиси. Остановились у села Патара Лило, находящегося у подножия горы того же названия (высота 110 метров над уровнем моря). Но ни горы, ни села мы не увидели. Все было скрыто плотным туманов. Ребята приуныли, даже подвижный, как ртуть Фридон Кация.

У нас уже был опыт полета в тумане  с горы Кохта в Бакуриани и с горы Тростяна в Карпатах в 1977 г. Но здесь у нас не было компаса и место было незнакомое. К счастью, к 11 часам туман стал рассеиваться. Мы собрали аппараты и начали подниматься в гору.

Для учебных полетов это идеальное место. Покрыто травой, местами встречается низкий кустарник. Туман поредел, но с места старта финиш не виден. Карина и Слава с мольбой смотрели на нас – им хотелось снять сюжет «дельтаплан в тумане». В конце концов, принимаем решение лететь. Сначала нырнул в туман Юра, затем Жора и я. Через несколько минут мы приземлились, и сразу же попали в тесное кольцо грузинских дельтапланеристов. Они уже собрали свои аппараты и ждали полного рассеивания тумана. Выглянуло солнце, показалась вершина горы, потеплело. Сергей Аджимамудов, руководитель Тбилисского клуба дельтапланеристов «Мимино» дает разрешение на взлет Фридону Кация, Темуру Курдадзе, Эдику Туркия,  и взлетает сам.

После выполнения нашей демонстрационной программы мы дали опробовать наши аппараты грузинским друзьям. Восторгам их не было конца. Не было конца и бесконечным тостам за дархастаном, накрытом девочками на поляне вблизи места приземления.

Крайний полет в этом грузинском турне мы сделали в Тбилиси. Была безветренная погода, чистое небо. К месту старта мы шли по горе Мтацминда налегке – наши дельтапланы несли … девочки из клуба «Мимино», доказывая мальчикам свою пригодность к полетам. Для старта выбрали место у Черепашьего озера, для приземления – стадион «Локомотив», на котором уже собрались представители прессы, руководители спортивных организаций. На этот раз первым полетел я, затем Юра и Жора. С высоты 500 метров любовался на прекрасный город. А прохожие на улицах задирали головы вверх и показывали на нас руками. Пролетели над парком. Под нами уже стадион, делаем несколько крутых спиралей и буквально ввинчиваемся в стадион и приземляемся друг за другом в центре футбольного поля. Со всех сторон бегут люди, поздравляют с первым над Тбилиси полетом на дельтапланах. Председатель городского комитета ДОСААФ Г.Швангирадзе жмет нам руки и мечтает вслух о проведении в Тбилиси республиканских и всесоюзных соревнованиях.

Взволнованные и счастливые уезжали мы из гостеприимной Грузии, вспоминая каждую деталь полетов в грузинском небе и наших новых друзей. А вот что написал об этом «Вечерний Тбилиси»Швангирадзе в номере от 29.03.1979 г.:

«В воздухе – дельтапланы
Недавно городским комитетом ДОСААФ были организованы в районе села Патара Лило показательные выступления дельтапланеристов. В них приняли участие энтузиасты этого нового увлекательного вида спорта из досаафовских организаций Тбилисского университета, ГПИ имени В.И.Ленина, головного специального конструкторского бюро продовольственных машин и т.д. В программу входили полеты на точность приземления и длительность. Удачно был подобран дельтапленеродром – он в будущем будет использоваться как для показательных выступлений, так и для практических занятий с начинающимися дельтапланерситами.

В показательных полетах приняли участие П.Аджимамудов, Т.Курдадзе,Ф.Кация и другие. Особый интерес вызвало выступление гостей –дельтапланеристов из Москвы – членов Федерации дельтапланерного спорта СССР Е.Табакеева, Г.Чанова, Ю.Уткина. Они продемонстрировали высокое мастерство, поделились опытом работы московскогой городской организации ДОСААФ по развитию дельтапланерного спорта, дали ценные советы по конструированию дельтапланов и технического пилотирования.

Гости совершили полеты и в черте города. Стартовав с горы в районе Черепашьего озера, они приземлились на футбольное поле стадиона «Локомотив». Тем самым они как бы дали «добро» на проведение в этом районе крупномасштабных состязаний дельтапланеристов.
Сейчаc при городском комитете ДОСААФ создана секция дельтапланерного спорта, которая осуществляет руководство всей работой по этому увлекательному виду спорта в крупных организациях Тбилиси».
Очерк опубликован в журнале «Драхенфлигер» ФРГ в апреле 1980 г., № 4 и в грузинском спортивном журнале за тот же год.

Послесловие: Фильм режиссера Карины Димонян и оператора Славы Сачкова «Найди свой ветер» получил впоследствии 2 международные награды. Слава Сачков стал знаменитым оператором, и получил несколько высших кинематографических наград.
Сергей Аджимамудов и Фридон Кация погибли позднее на мотодельтапланах. А Бакуриани стал практически недоступным для российских туристов.

назад

Сборная России
© aes 2007